На этой неделе Марио Монти - технократ и временный руководитель правительства Италии - позволил себе заявить, что 1) в разруливании кризиса еврозоны не надо слишком много внимания уделять парламентариям и 2) что без него спреды по итальянским гособлигациям были бы уже около 1200 бп. (см. здесь издесь)
Такие смелые пенки от опытного экономиста и бюрократа выглядят очень необычно и, конечно же, вызывают вопросы о том, с какого рожна Монти вдруг так заговорил.
Есть версия, что, несмотря на свои обещания, Монти все-таки хочет остаться в политике, поэтому ему нужно обострить отношения с Берлускони и другими политиками.
Еще одна версия заключается в том, что Монти хочет заставить немцев плюнуть на их опасения и политические реалии и дать ецб добро на большие интервенции. Высказывания Монти о том, что Италии деньги не нужны, а нужна моральная поддержка, можно воспринять как заботу об Испании, других охваченных кризисом странах и еврозоне в целом, но не самой Италии.
Но на месте немцев я бы очень насторожился, если бы услышал от самого Монти, что без него Италия была бы уже в глубоком кризисе. Это можно понять как признание того, что у Италии слабая экономика, которой нужен Монти. А если бы я подумал, что политические провокации Монти могут вот-вот привести в его изгнанию, то стало бы совсем уж не по себе. Такие заявления толкнули бы меня, как истинного арийца, не плюнуть на строгие условия предоставления финансирования, а в противоположном направлении, на требование гораздо более жестких условий, причем как можно раньше, пока Монти еще не отправили в отставку. Ведь такой эпизод уже имел место прошлой осенью. Тогда предложение казалось мне большой ошибкой, а сегодня, при наличии плана Драги, уже становится необходимостью.
А вдруг Монти именно этого и хочет, чтобы немцы не тянули резину, а потребовали от Италии и Испании прямо сейчас меморандумы с детально прописанными"строгими и эффективными условиями", к которым призвал всех Драги? Вдруг он не хочет для себя ничего, кроме стабилизации Италии и еврозоны?
Все это, конечно же, имеет смысл при доверии к плану Драги. Плану этому, однако, не все доверяют, даже если понимают, в чем суть предложений Драги. Райан Авент, например, сам считает, что Драги очень ошибается; и еще советует обзор других мнений с толкованием плана Драги. Среди ссылок выделяетсязаписка Эрика Нильсена, в которой он задает очень правильный вопрос о том, что будет делать ЕЦБ, если (условно) меморандум с Италией согласуют, а какой-нибудь вернувшийся Берлускони не захочет выполнять "строгие и эффективные условия"? Это та же проблема, о которой говорил Грос в своей заметке о демократии в еврозоне и которую я упоминал в записи про "второй укол". Так вот с Италией, как мне кажется, надежда на то, что ей делать-то особо ничего не надо, окромя уже объявленых шагов. А объявленного с лихвой хватит на "строгие условия" А с Испанией, где сделать надо побольше, просто нельзя допускать срывов. Испания должна пройти проторенный путь Ирландии.
Поэтому ответ на очень важный вопрос Эрика Нильсена заключается в том, что после согласования и принятия меморандумов выполнение всех условий становится делом правительств (ЕСМ), а ЕЦБ продолжает финансирование, не обращая на все эти условия пристального внимания, а лишь веря в то, что обещания так или иначе будут выполнены коллективными усилиями правительств. но это уже не забота ЕЦБ. Отсюда должно быть понятно, почему не прав Авент, критикуя Драги. Это не "строгие и эффективные условия" ЕЦБ, ЕЦБ не лезет в фискальную политику. ЕЦБ как раз освобождает себя от этой важной функции, передавая ответственность правительствам и ЕСМ.
Другие новости от kar-barabas.livejournal.com
Реклама на проекте
Комментарии (0)