Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Погребение номарха найдено в эль-Берше.

Friday, 01 June, 14:06, victorsolkin.livejournal.com


Весной 2012 года археологическая миссия Левенского университета, работающая в известном среднеегипетском некрополе эль-Берше под руководством Харко Виллемса, сделала значительное открытие: обнаружено погребение начала Среднего царства (ок. 2040 г. до н.э.). Несмотря на то, что погребение было как минимум дважды ограблено и сильно повреждено, большое количество предметов погребального инвентаря осталось на своих изначальных местах, что дает нам уникальную возможность проследить последовательность эпизодов погребального ритуала. Найденная гробница принадлежит номарху – управляющему областью или же лицу, которое было членом семьи номарха. Впервые более чем за столетие было найдено погребение такого рода, относительно хорошо сохранившееся.

Находка была сделана в гробнице номарха Аханахта I, который был первым правителем Заячьего нома эпохи Среднего царства. Эта гробница хорошо известна: ее первые исследования проводились в 1891-1992 годах, а затем были продолжены американским археологом Дж. Райзнером в 1915 году. Работы Райзнера завершились сенсационной находкой почти нетронутого погребения номарха в соседней гробнице. Возможно, из-за этого археолог не завершил юго-западной погребальной шахты в гробнице Аханахта. В своих дневниках Райзнер пишет, что у него сложилось впечатление, что эта шахта была ограблена незадолго до начала его археологических изысканий, а потому дальнейшие раскопки здесь были остановлены. Этот случай стал единственным исключением из правил, так как Райзнер чрезвычайно тщательно произвел раскопки и исследования во всех других гробницах этого участка некрополя. Именно поэтому предыдущие 10 лет миссия Левенского университета занималась документацией уже раскопанных гробниц, не надеясь, что представится такой уникальный шанс – найти еще одно погребение.



Общий вид погребальной камеры от входа. Видны жертвенники, подголовники и сосуды, выполненные из алебастра. Темные пятна в грунте - части деревянного саркофага.

В процессе работ стало ясно, что предположения Райзнера относительно грабителей в шахте оказались верными. По всему стволу шестиметровой шахты были найдены отдельные предметы из потревоженного захоронения, мусор и даже обрывки газет начала XX века, а также фрагменты стен самой гробницы, в том числе – со значительными участками сохранившихся росписей. Однако, в процессе расчистки было еще не понятно, происходят ли найденные предметы непосредственно из погребальной камеры, к которой ведет шахта. Сама погребальная камера была заполнена обломками скального грунта до потолка. В процессе обрушения потолка, значительная часть деревянных предметов в гробнице была уничтожена, а наиболее драгоценные элементы погребения – расхищены грабителями. Скорее всего, грабители проникали в подземелье дважды. Первый раз – еще в древности: именно тогда были изъяты предметы, выполненные из драгоценных материалов. Многочисленные листки золотой фольги, найденные археологами, говорят о том, что саркофаг, а, возможно, и какие-то другие предметы в погребальной камере были обильно позолочены. После этого проникновения воров гробница, видимо, была оставлена открытой: в шахту стекали дождевые воды, смешанные с известняковой пылью. Смесь, застывая, превращалась в плотную известковую массу, которую вторая группа грабителей, спустившаяся на дно шахты в XIX веке, приняла за пол погребальной камеры. Однако, это не помешало им нанести значительный ущерб саркофагам и тем деревянным предметам, которые итак значительно пострадали от грибка, активного во влажной среде.


Предметы из меди, фаянса и глины лежат у нижней части саркофага.

Когда погребальная камера была расчищена, оказалось, что много десятков ритуальных предметов, выполненных из алебастра, фаянса, меди и глины было оставлено грабителями на месте. Заполнивший погребальную камеру слой известковой массы зафиксировал предметы на их первоначальных местах. Среди находок – каменные сосуды для масла, жертвенные столы, подголовники, разнообразные металлические сосуды, редчайшие ритуальные предметы.


Фаянсовые сосуды для возлияния.

Археологам удалось реконструировать многие элементы «сценария» погребального ритуала этой эпохи. В частности, понятно, что сначала в камеру помещали саркофаг, затем проводили ритуалы очищения, а затем уже ритуалы жертвоприношения. Последний хорошо известен по изображениям и из текстов, однако впервые можно обстоятельно доказать, что подобный ритуал проводился под землей, непосредственно в погребальной камере. (На самом деле то, что часть погребального ритуала проводилась под землей, хорошо известно благодаря рисунку на одном из остраконов из коллекции музея в Манчестере и некоторым версиям текста ритуала «Отверзания уст и очей», в котором есть эпизод, рассказывающий о том, как сем - жрец заупокойного культа - остается в гробнице на первую ночь после погребения, чтобы, войдя в измененное состояние сознания, помочь сущности умершего правильно устремиться в загробное пространство. Т.е. ценность находки из эль-Берше - в возможности доказать уже известный нам факт ранним археологическим материалом, а не в установлении принципиально нового факта. Подробнее см: Helck W. Shamane und Zauberer // Mélanges A. Gutbub. Université de Montpellier (1984), pp. 103-104. – Виктор Солкин).


Подголовники, сосуды и жертвенники, выполненные из алебастра.


Ритуальные предметы и сосуды, выполненные из меди.

Найденный саркофаг, к сожалению, находится в очень плачевном состоянии; его изучение возможно только после сложной работы по консервации его фрагментов в следующем году. Тем не менее, два важных заключения уже возможны. Во-первых, саркофаги были покрыты надписями и сохранившиеся тексты говорят о том, что погребение принадлежит мужчине по имени Джхутинахт. Это очень важно, так как в надписях гробницы Аханахта упоминается его отец – Джхутинахт. У этого человека в гробнице была специальная жертвенная часовня. Все это свидетельствует в пользу того, что Аханахт похоронил своего отца – последнего номарха Заячьего нома I Переходного периода - в своей собственной гробнице. Во-вторых, саркофаг Джхутинахта был покрыт изречениями «Текстов саркофагов» - наиболее значительного памятника заупокойной литературы эпохи Среднего царства, пришедшего на смену «Текстам пирамид». Известно, что традиция «Текстов саркофагов» пошла в это время именно из эль-Берше. Аханахт до настоящего времени считался первым номархом области, саркофаг которого был покрыт этими изречениями. Новые открытия позволяют отдать первенство его отцу, Джхутинахту – именно его саркофаг, несмотря на все повреждения, отныне является древнейшим памятником, содержащим «Тексты саркофагов».

(с) текст, фото - dayralbarsha.com
(с) Авторизованный перевод, дополнения – Виктор Солкин
(с) maat.org.ru
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)