Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

ВикиШкола и книжка Арнольда

Thursday, 03 February, 20:02, don-beaver.livejournal.com
Струсили горе-методисты! http://www.gazeta.ru/comments/2011/02/03_e_3513810.shtml
Несколько дней назад я тоже подписал это письмо. Но борьба за образование никогда не закончится.

В сообществе ВикиШколы начато формирование команды ВикиШколы, приглашаются все желающие помочь умным детям и дистанционному образованию. Учёных и опытных учителей я приглашаю в группу экспертов, которые могут оценивать размещенные уроки. Смело записывайтесь – там нет принудительных обязанностей, будете участвовать по вашему личному желанию и по вашим текущим возможностям:
http://community.livejournal.com/wikischool_ru/4967.html
Интересно также обсудить – нужен ли такой дистанционной школе средневзвешенный урок, написанный коллективом авторов (как в учебнике, который и так у всех детей есть), или нужен авторский урок, у которого один-два-три автора и яркий взгляд на вещи. Урок не столько обучающий, сколько инициирующий.

В связи с этим, хочу отметить выход своей сказки в февральском номере «Науки и жизни»: Н. ГОРЬКАВЫЙ — Сказка о химике Белоусове, который изготовил жидкие часы. http://nauka.izvestia.ru/journals/article104918.html
Мне кажется, что такие истории могут вызвать интерес к химическим реакциям заметно сильнее учебника, которому не до исторических анекдотов – формулы успеть бы изложить.

Совсем недавно мне привезли свежую книгу В.И.Арнольда «Математическое понимание природы. Очерки удивительных физических явлений и их понимания математиками (с рисунками автора)», М. МЦНМО, 2009, 144 с (обратите внимание на полное название издательства), где он излагает для школьников 38 интересных физико-математических проблем, перемежая научный текст личными замечаниями. На днях я стал читать эту книгу и очень впечатлился. Все эти истории могут стать могучим вкладом в ВикиШколу и образцом для других авторов. «Возвращаясь домой по синусоиде, пьяница удлиняет свой путь. Во сколько раз он его удлиняет?» «Нижнюю педаль неподвижно стоявшего на горизонтальном полу велосипеда потянули назад. Куда переместится велосипед и нижняя педаль?»

Книжка Арнольда содержала для меня приятный сюрприз. Мои работы были отмечены в двух из 38 историй. В очерке «Планетные кольца», где рассказывается об открытии как самих колец Урана, так и предсказанных нами с А.М.Фридманом спутников Урана, помещён следующий комментарий В.И.Арнольда:

«Интересно, что международный астрономический журнал отказался публиковать предсказания советских астрономов, мотивируя это тем, что «журнал издаётся в стране, где господствует другая теория щелей в кольцах Сатурна».
Эта «другая теория» тоже предсказывала спутники Урана, но их-то как раз не оказалось на месте в действительности, и американская экспедиция «Вояджера» их не обнаружила.
Мне кажется, Нобелевские премии специально созданы для увенчивания именно таких научных открытий, подтверждённых впоследствии экспериментами или наблюдениями, как описанная теория колец Урана.
Но американские астрономы, с которыми я это впоследствии обсуждал, возразили: «наша цель – поддерживать американские теории, а не российские».
К счастью, ни Нобелевские премии, ни филдсовские медали, ни другие подобные награды не оказывают существенного влияния на поступательный ход развития естественных наук, которые движут не столько решения разных Академий, сколько любознательность исследователей…».

Приятно, конечно, что великий математик В.И.Арнольд в своей книге «выдвинул» мою работу на Нобелевскую премию и даже обсуждал эту идею с американскими астрономами. Не менее - а может и более - важно то, что созданные с моим участием теории входят в научный обиход, становятся частью культурного пейзажа. В этом смысле меня порадовал и другой очерк про законы Ньютона, в котором абсолютно корректно (видно, что небесный механик Арнольд размышлял над ней и полностью согласился) описывается наша модель образования колец, основанная на сильном столкновительном разрушении частиц возле планеты – там, где сдвиговые скорости тел на соседних орбитах становятся больше второй космической скорости убегания с частиц.
Если созданные тобой теории входят в популярные книги для детей – это поважнее нобелевки.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)