Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Интервью о мире духа и египетском наследии...

Sunday, 05 March, 18:03, victorsolkin.livejournal.com

Большое интервью с Виктором Солкиным вышло в новом номере альманаха «Сказка и миф. Психология. Наука. Искусство».
Это очень серьезный мировоззренческий разговор о мире людей и богов, том, как египтяне описывали запредельное, о египетском наследии в мире духовного поиска человека.


Полностью интервью вы сможете прочитать в журнале, а здесь помещаем несколько небольших отрывков из беседы.

Помести бога в сердце свое. Интервью историка-египтолога Виктора Солкина // Сказка и миф. 1 (7) 2022, с. 140-152.

- Чувствуете ли Вы особенную связь с одним из богов в древнеегипетском пантеоне? Есть ли самый любимый миф?

- Я много лет интересуюсь египетскими формами культа богини-матери, публиковал множество уникальных свидетельств культа – от авторских переводов невероятных по своей красоте гимнов - до описаний святилищ и ритуалов. Это и милостивые ее формы и гневные. Милостивые: Исида – великое воплощение женственности и материнства, Хатхор – «золотая» богиня любви, Нут – богиня неба, мать всех звезд и высших божеств, Нейт – предвечный андрогин, одна из самых сложных для современного понимания богинь Египта. Гневные: Сехмет – львиноголовая богиня воздаяния, судьбы, войны, повелительница неизлечимых болезней и, одновременно, великая госпожа медицины, Иарет - огненная кобра, дочь Солнца и защитница границ сакрального и профанного, Мут – великая мать и, одновременно, госпожа огненных печей, где сжигали ритуальных преступников и символические изображения врагов Египта. Это несколько ликов из множества, посредством которых Египет говорил о великой богине с глубочайшей древности, еще с IV тысячелетия до н.э. О гневных богинях Египта будет одна из моих ближайших новых книг. Еще одно божество, образ которого мне очень интересен и близок, – это Хонсу – великий бог Луны, сын Амона и Мут в Фивах, бог-экзорцист и целитель, повелитель мириадами духов и непостижимых существ, известный своим оракулом. Он - интереснейший бог, в образе которого соединены высшая милость и, одновременно, яростное воздаяние. Лунные божества – а в Египте это всегда боги, а не богини, - мне всегда были очень интересны.

- О Древнем Египте мы привыкли думать в контексте большой мифологии и великих богов. Но есть ли сказки Древнего Египта? Что мы знаем о малых духах ДЕ? Были ли у них аналоги наших домовых, русалок и пр.?

Отнюдь, информации о «малых» божествах, духах, демонах обоего пола в египетских текстах очень много. Другое дело, что, в основном, это многочисленные магические тексты, огромный свод заупокойных текстов и другие источники, доступные, в основном, специалистам. Наверное, самый популярный египетский бог из этой области — это Бэс. Бэс – божественный карлик, вмещающий в себя множество собственных подобий, хранитель дома и, особенно, спальни, всесильный маг, господин чадородия и покровитель сексуальности, покровитель пляски и танца, защитник детей, борец с кошмарами ночи. Его можно сравнить со славянским домовым, но с поправкой на то, что Бэс – куда более могущественен в египетской религиозной парадигме, связан с величайшими оракулами. Египетская государственная, храмовая и бытовая магия отличалась лишь приемами и, в этом плане, в текстах охраны святилища и в заклинании об охране дома фигурируют одни и те же принципы и одни и те же божества. Есть множество текстов, рассказывающих о малых духах и демонах – начиная от демоницы родильной горячки, приходящей к колыбели с лицом, повернутым назад, чтобы ее не узнала мать младенца и до демонов болезней, которые принимают облик огненных стрел или веревки для удушения. Образность здесь поразительная: демон Сехакек, например, это злой чернокожий ребенок с локоном волос. Вызывает мигрени, долгие головные боли, панику, галлюцинации, ночные кошмары во сне. Он слепой, поэтому жертву ищет по запаху, обладая фантастически обонянием. В анусе у него язык, которым он собирает нечистоты, трансформируя их в бестелесный ужас…
Однако, это все-таки персонажи магических текстов, а не сказок. Сказки Египта – их сохранилось много – это, в основном, волшебные предания, которые, например, уставшему, скучающему фараону Хуфу рассказывают его сыновья. Это огромный мир, в котором есть место волшебникам, магическим фигуркам, островам-призракам, обреченному на смерть царевичу, роковой красавице-убийце и моряку, потерпевшему кораблекрушение. Лишь часть египетских сказок переведена на русский язык. В большинстве случаев – у них счастливый конец и, конечно же, мораль, которая соответствует египетскому понятию о Маат – миропорядке, справедливости, балансе сил во вселенной, которая, представая еще и в облике богини, противостоит Исефет – лжи, коварству, искажению, подлости.

- Были ли в ДЕ сказочники, сказители, те кто сказывали мифы? Сохранилось ли название этих людей? У кельтов, например, это были барды и их песни, которые при обучении заучивались наизусть и потом сказывались при подходящей ситуации. Известно ли о чем-то подобном в Древнем Египте?

- Мы очень плохо знаем народную культуру Древнего Египта, потому что, по понятным причинам, она практически никогда не становилась частью письменного наследия. Отголоски, однако, все же есть: так в районе современного Меира, в Среднем Египте, в местном очень знаменитом храме богини Хатхор жили семь старых жриц, которых называли рехет – «ведунья». Они обслуживали оракул богини и были известными сказительницами. Сказки и легенды о богах рассказывали, причем нараспев, как поэтические произведения, старые сказители около храмов и на базаре – упоминания об этом сохранились. Порой на пир приглашали арфиста, всегда мужчину, который под звук струн арфы нараспев исполнял различные поэтические произведения, например рассуждения о жизни, о силе иного мира о судьбе человека и недолгой земной радости. Сказки любили рассказывать дома, в кругу семьи, причем особенно любили, конечно же волшебные. Придворные писцы часто брали домой со службы старые папирусы, на которых были уже ненужные административные тексты, смывали их и записывали для себя сказки, лирические произведения и поэмы. Чистый папирус был чрезвычайно дорогим материалом. Порой собирали большие библиотеки, некоторые из которых дошли до нашего времени.

- Родиной алхимии принято считать Древний Египет. Бог Тот и Гермес Трисмегист, изумрудная скрижаль, Мария Коптская… Быть может, Вы готовы рассказать немного об этом? Возможно, Вы встречали что-то особенное, связанное с изысканиями древних алхимиков, во время вашей работы в Египте?

- Древнее самоназвание Египта – Кемет – «черная земля». Арабское «Аль-Кемийя» - это «Египетская» наука. Когда в 7 веке новой эры арабы пришли в Египет, то застали в южных провинциях страны какое-то количество небольших общин все еще исповедовавших древнюю религию, несмотря на то, что христианство пришло в Египет очень кроваво: в раннехристианских источниках с гордостью повествуется о сожжённых библиотеках, убитых на пороге храма жрецов разных категорий, о последних храмах, которые адепты новой религии брали приступом. Но все же некоторым жрецам и жрицам удалось выжить. Так, в верхнеегипетском городе Ахмиме, одном и последних центров существования живой египетской традиции, был «круг сестры Теосебии» - жрицы, которая хранила традицию. Именно в контактах с такими очагами древней культуры происходила неожиданная передача знания. Все самые знаменитые раннесредневековые египетские алхимики, включая выдающегося Дху аль-Нуна, - выходцы из Ахмима, воспринявшие многие отголоски Древнего Египта. Увы это была уже сильно искаженная традиция и у нас есть множество примеров, когда в это время высеченный на камне древний текст с именами царя и его титулами выдавали, не зная древнего языка и пытаясь трактовать иероглифы символически, за некое тайное знание. Даже в ранних алхимических трактатах уже очень сильно искажены поразительные принципы бессмертия, символизм «камня» и «золота», которые мы знаем по поздним, но все еще египетским текстам типа «Второй Книги дыхания». Древняя традиция была много глубже и сложнее любых более поздних ее интерпретаций. Тексты египетских алхимиков переводились с арабского в Венеции в начале эпохи возрождения и они, как это не удивительно, таким путем стали частью некоторых мистических течений в Европе того времени.

Европейский Герметизм и культ египетского бога Тота, несмотря на доказанную преемственность, - очень разные явления. Так, существует догерметическая «Книга Тота», свитки с которой были обнаружены в собрании Египетского музея в Берлине в самом конце 1990-х годов. Это потрясающее произведение диалог Тота и человека по имени Мер-рех – «Любящий знание». Человек нетерпелив, бог милосерден и в итоге строки на папирусе сохранили потрясающий рассказ о концепции священного знания о том, что оно бесконечно, об опасности преступного желания завладеть знанием, не имея на это разрешения свыше. Тот учит человека терпению, пониманию того, что каждой ступени его развития соответствует определенное посвящение, говорит о знании как о молоке бессмертия, которое истекает из груди гневной богини. Ее гнев должен отпугнуть от сути всего сущего того, кто не готов к постижению Истины. Этот поразительный текст, на мой взгляд, значительно превосходит по своей глубине и символизму более поздние тексты герметического цикла. О священном знании и воле бога, говорит, кстати и самый поразительный цикл египетских волшебных сказок – «Сказания о Сатни», в которых царский сын Сатни-Хаэмуас – маг, мудрец и порой очень земной человек, - пытается постичь суть вселенной, попадая при этом в нравоучительные, а порой и незавидные ситуации, когда нарушает волю богов...

Заказать и приобрести журнал можно по ссылке:

https://skazkaimif.ru/tproduct/101053585-573725923831-skazka-i-mif-1-2022-7

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)