Классические черные дыры как заменитель квантовой темной энергии

Friday, 17 February, 23:02, don-beaver.livejournal.com
Два дня назад Джон Мазер прислал мне ссылку на пресс-релиз Гавайского университета:
про вот эту статью: «Observational Evidence for Cosmological Coupling of Black Holes and its Implications for an Astrophysical Source of Dark Energy» («Наблюдательные доказательства космологического взаимодействия черных дыр и их значение как астрофизического источника темной энергии»)

На следующий день об этой работе зашумела иностранная пресса:
и т.д. Конечно, без Зигеля тоже не обошлось:

А сегодня уже и российская пресса подтянулась:

Что можно сказать об этой, безусловно, интересной работе? Заявления типа: открыто «происхождение темной энергии в черных дырах» «Новая работа показывает, что черные дыры набирают массу в соответствии с содержащейся в них энергией вакуума, обеспечивая источник темной энергии и устраняя необходимость образования сингулярности в их центре» - это, конечно, полная чушь, которую журналисты повторяют вслед за авторами, которые наводят красивую тень на сермяжный плетень. Что реально было сделано в этой работе, у которой 20 авторов из 9 стран?

Во-первых, отталкиваясь от наблюдательных данных о том, что сверхмассивные черные дыры в центрах эллиптических галактик растут по массе в несколько раз за несколько миллиардов лет, авторы какое-то время назад выдвинули гипотезу о том, что массы сверхмассивных черных дыр жестко привязаны к размеру Вселенной “a” степенным законом в показателем k. Это главная формула обсуждаемой работы. Это феноменологическое предположение, которое означает, что гравитационная масса Вселенной (вернее, ее части в виде черных дыр) растет со временем. А если посмотреть на космологические уравнения Фридмана (которые авторы не приводят, чтобы не перегружать читателей), то становится ясно, что прирост плотности Вселенной эквивалентен появлению ускорения расширения Вселенной (что назвали в свое время феноменом «темной энергии»). Никакой темной квантовой энергии вакуума в черных дырах, конечно, не производится, а просто увеличение классического ГРАВИТАЦИОННОГО поля из-за заданного роста черных дыр, дает нужный лямбда член в уравнениях Фридмана.

Во-вторых, основное достижение свежеопубликованной работы в том, что авторы показали: при k=3 (когда масса черных дыр растет пропорционально объему Вселенной ~a^k) получается лямбда член нужной (наблюдаемой) величины. То есть, это объясняет феномен «темной энергии».
Конечно, возникает куча вопросов, которые задает даже популяризатор Зигель, который копает обычно неглубоко: отчего появилась такая загадочная связь между размером вселенной и массой черных дыр (авторы называют эту связь «Cosmological Coupling»)? Зигель считает, что это «экстраординарно невероятный сценарий». Ну, не больше, чем вся остальная квантовая космология.

Чем лично меня заинтересовала эта работа? Эта одна из первых работ, которая связывает темную энергию с реальными объектами (черными дырами), а не с гипотетическими квантовыми полями. Кроме того, эта упрощенная модель практически повторяет нашу с Васильковым статью, опубликованную в 2018 году
У нас лямбда член появлялся тоже из-за роста гравитационной массы черных дыр. Этот рост определялся поглощением гравитационных волн черными дырами и давал гипергравитацию, которая проявлялась как темная энергия. То есть мы не вводили каких-то феноменологических соотношений, а показали из расчетов в рамках теории Эйнштейна-Фридмана, что при такой-то плотности фона гравитационных волн и при таком-то размере самой большой черной дыры, мы получаем нужное значение «космологической постоянной» без каких-либо темных квантовых энергий. Ну, конечно, у нас формул гораздо больше, что создает непреодолимый интеллектуальный барьер между нашей работой и прессой. Вот гавайцы обошлись одной простой формулой и красивыми словами – и взлетели!

Я очень рад, что такие работы появляются. Видно, что народ перекормился квантово-космологической бурдой – и активно ищет (и подчеркивает это) причины для темной энергии среди классической ОТО и черных дыр (которые могут объяснить и темную материю!). Так что тренд задан хороший, и лед под квантовыми космологами уже трещит и ломается.