Посматриваю курс Как слушать и понимать великую музыку, ведет Роберт Гринберг. Любителям рекомендую - там больше по истории европейской музыки (курс без перевода, субтиры в приведенном отрывке мои). В вводной лекции он, в частности, рушит мифы о классических композиторах и тех образах, в которых они представлены в (около-)голливудских фильмах: белые перчатки, изысканные манеры, эстеты-социопаты и сумасшедшие гении.
На самом деле, композиторы как милиция - это срез общества ( (с) Вова Путенг ). Так, Мусоргский умер от белой горячки, Шопен имел прескверный характер, Шёнберг был суеверным, а Чайковский, по всей видимости, был гомосексуалистом (у историков нет единого мнения на этот счет).
Также и сама их музыка, как и любой аспект жизни, может быть серьезной, трагической, радостной, идиотской и смешной, причем иногда одновременно:
Поговорка "принцессы тоже какают" здесь как нельзя к месту.
Разумеется, в симфонии Бетховена не обязательно имеются в виду те самые проблемы. Тут важен объективный художественный образ в целом, индивидуальное его ощущение уже может быть субъективным (и то не всегда, впрочем). Например, один музыкальный критик вскоре после премьеры 2-ой симфонии в венском театре сравнил ее с "омерзительным чудовищем, страшно извивающимся раненым драконом, который отказывается умирать".
Кстати, в вики-статье про Бетховена нашлось место и для Докинза:
Согласно популярному мему, один из родителей Бетховена был болен сифилисом, старшие братья Бетховена были слепыми, глухими или умственно отсталыми. Эта легенда используется как аргумент против абортов: Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?
Если Вы посоветовали сделать аборт — Вы только что убили Людвига ван Бетховена.
Ричард Докинз опровергает эту легенду и критикует подобную аргументацию в своей книге «Бог как иллюзия».
Комментарии (0)