Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"Искусство бессмертия" в ГМИИ им. А.С Пушкина

Tuesday, 01 March, 21:03, victorsolkin.livejournal.com

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась большая выставка «Искусство бессмертия. Мумии Древнего Египта», в которую вошло более 400 памятников из египетской коллекции музея. В основе проекта – завершение проекта изучения мумий Курчатовским институтом.

Выставка замечательная, я настоятельно рекомендую всем обязательно на ней побывать. Она занимает Белый зал, анфиладу и зал, завершающий анфиладу на втором этаже. Посетителей встречает в белом зале саркофаг Маху – один из шедевров собрания В.С. Голенищева, эпохи Аменхотепа III, черный из-за слоя покрывающей его смолы, с золотыми лентами и невероятно живым лицом. Античные колонны зала скрыты конструкциями, напоминающими колонны Карнака, а сам саркофаг Маху стоит на переливающейся золотом ленте, «текущей» по залу нильскими водами. 

Правая часть зала – это маски, фрагменты гробов, предметы погребального инвентаря; слева выставлены на очень эффектном фоне цвета тусклого золота расписные гробы. За Маху, скрыты в апсиде зала, в полутьме, сами мумии, вновь саркофаги, погребальные папирусы, масса изображений божеств, связанных с загробным миром. Многое взято из экспозиции египетского зала ГМИИ, но и вещей из фондов немало, причем и тех, которым самое место в постоянной экспозиции.

Правую сторону анфилады второго этажа занимают очень хорошо выставленные фаюмские портреты, левую – ячейки эдакого «кабинета диковин», наполненного амулетами, канопами, масками саркофагов, скульптурой, объединенного верхним фризом, выполненным по мотивам египетской «ложной двери». Анфилада переходит в зал, в котором конструкции воссоздают египетскую гробницу – сначала заупокойную часовню, а потом и саму погребальную камеру. В первой – рельефы, стелы, жертвенники и статуи, во второй – мумии священных животных, одна из человеческих мумий, масса амулетов и предметов, связанных с концепцией человеческой сущности в Древнем Египте.

Еще один зал, в который вы входите из «гробницы» — это темное пространство, где лежат две мумии, в том числе, хорошо известная «мумия жреца Хор-Ха», которая многие годы экспонировалась в египетском зале музея. Великолепная мультимедийная инсталляция показывает не только весь процесс их сканирования – слой за слоем – но и демонстрирует реконструкцию – «ожившие» образы мужчины и девушки смотрят на посетителей, словно возродясь на мгновение к жизни, и исчезают. Оказалось, что именно женскую мумию в музее знали более века как «жреца Хор-Ха». Когда произошла путаница – в древности или же во время приобретения мумии – неизвестно.

Важная особенность выставки заключается в том, что многие хорошо известные памятники – тот же саркофаг Маху или великолепные статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Реннай включены в ней в новый контекст и смотрятся много лучше, чем в основном египетском зале, который в 2012 году почти погиб от ужасного, агрессивного синего цвета стен. Он поглотил памятники, а здесь, на выставке, тонкое сочетание оттенков золота, кофе, белого выгодно оттеняют вещи, заставляют посмотреть на них совершенно иначе. Вы увидите многие прекрасные вещи из фондов, например, прекрасную маску мужчины с крылатым солнечным диском на лбу или заупокойные папирусы, включая абсолютный шедевр – папирус жрицы Джедисетиусанх.

Минусы выставки – почти нечитаемый этикетаж, лежащий на уровне ног. В темных зонах его не разглядеть вообще. Части этикетажа пока еще, увы, нет, в части этикеток есть, к сожалению, неточности. Не все хорошо со светом и в левой части анфилады, где отличную мелкую пластику, бронзовую, разглядеть почти невозможно.

В основном египетском зале на месте изъятых вещей есть эффектные замены, либо вещи в витринах поставлены более разреженно. Увы, у «новых» вещей во многих случаях стоят старые этикетки к совершенно другим предметам, ушедшим на выставку. Зал греко-римского искусства Египта опустел совсем; вместо древних памятников там проходит выставка некоей современной художницы Ирины Затуловской, абсолютно неуместная в ГМИИ. Имитация черепков, абсурдные и банально малоэстетичные объекты выставлены, как части инсталляции в виде довольно уродливой ступенчатой пирамиды. Некоторые подлинные вещи, которые туда включены, смотрятся заложниками т.н. «современного искусства».

Впрочем, основную выставку «Искусство бессмертия» все это никак не портит. Очень рекомендую сходить погрузиться в мир древнего Египта, поразмышлять о человеке и его творениях. К выставке издан симпатичный объемный каталог, о котором я расскажу подробнее отдельно.

Дизайн выставки: Анна Каменских: кураторы: О. Васильева, О. Дюжева

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)