Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Валентина Владимировна Прокофьева-Михайловская (1929-2020)

Tuesday, 21 July, 01:07, don-beaver.livejournal.com
С запозданием и с большим прискорбием узнал, что не стало видного крымского ученого, доктора физико-математических наук Валентины Владимировны Прокофьевой-Михайловской. Это был светлый человек и настоящий астроном, прозорливый и плодотворный. Вот сообщение от КрАО: http://crao.ru/ru/?id=112
Я с ней знаком более тридцати лет (мы были соавторами с 1995 года) – и все эти годы восхищался этой женщиной, которую жизнь совсем не баловала, но которая с поразительным энтузиазмом, упорством и трудолюбием добилась выдающихся результатов в науке, успев вырастить и воспитать дочь Ксению. У Валентины Владимировны много научных успехов, но я скажу только об одном достижении: открытии двойных астероидов.
РИА Новости включили недавно это достижение в десятку лучших результатов крымской науки: "В начале 1990-х годов сотрудница Крымской астрофизической лаборатории Валентина Прокофьева – Михайловская открыла двойственность ряда астероидов и неоднородность их поверхности. В настоящее время под ее руководством создана и используется методика дистанционного определения размеров пятен на поверхностях безатмосферных тел Солнечной системы. В 1995 году в ее честь астероид, пересекающий орбиту Марса, №6172 получил имя "Prokofeana".
(РИА Новости Крым: https://crimea.ria.ru/society/20200502/1118235535/Komety-kratery-i-asteroidy-TOP-krymskikh-astronomicheskikh-otkrytiy.html)"

Вот как описано это открытие в нашей совместной статье «Двойные астероиды и одиночество Луны», в «Науке и жизни», 2015 год (https://www.nkj.ru/archive/articles/27310/)
«Ключевым пунктом новой планетологической революции стало открытие спутников астероидов. Важнейшую роль в этом сыграли наблюдения крымских астрономов. В Симеизской обсерватории, организованной в 1908 году на берегу Черного моря, велись активные наблюдения астероидов, которые продолжились и в Крымской астрофизической обсерватории, возникшей в поселке Научном в начале 50-х годов. Всемирно знаменитой стала группа крымских астрономов во главе с Н.С. Черных, открывшая многие сотни крупных астероидов. Эти наблюдения были в основном позиционными, но в 1988 году в Крымской астрофизической обсерватории появилось новое научное направление: под руководством доктора физико-математических наук В.В. Прокофьевой-Михайловской начались астрофизические наблюдения астероидов и переменных звёзд, в частности, телевизионные наблюдения блеска астероидов. Телевизионный комплекс был смонтирован на телескопе с диаметром зеркала 0.5 метра. Необходимость во внедрении телевизионной техники наблюдений была вызвана и тем, что в конце 80-х возникли перебои с поставками астрономических фотопластинок из Германии и США.

В новую группу вошли Л.Г. Карачкина, опытнейший наблюдатель, открывший более 130 новых астероидов; А.Н. Абраменко, энтузиаст телевизионных наблюдений, высококвалифицированный инженер, на котором держалась вся материальная часть аппаратуры; В.В. Бочков, отвечавший за программирование, Л.В. Журавлева, Е.П. Павленко, Л.М. Шарипова, а также В.П. Таращук. В наблюдениях и обработке данных участвовали М.И. Демчик и студенты, приезжавшие на практику.
Для первых наблюдений были выбраны астероиды (87) Сильвия и (423) Диотима. Фотометрические измерения велись одновременно в трёх областях спектра. Для определения экстинкции (коэффициента поглощения) земной атмосферы каждую ночь наблюдались звёзды-стандарты, расположенных вблизи траектории исследуемого астероида. Время экспозиции обычно составляло 1-5 минут для ярких астероидов. Точность фотометрических измерений колебалась от одного до нескольких процентов в зависимости от блеска астероидов и погодных условий.

Наличие мультипериодичности в изменениях блеска астероидов могло свидетельствовать о двойственной или более сложной структуре астероида. Частотный анализ фотометрических данных астероидов проводился с помощью алгоритмов В.В. Прокофьевой-Михайловской. Отметим, что большое значение имела регистрация показателей цвета астероида. Изменение со временем показателей цвета несло информацию о цветовых пятнах на поверхности астероида или его спутника. Частотный анализ показателей цвета давал возможность выделения периодов вращения компонентов.

Характерная переменность, зарегистрированная у астероида (87) Сильвия, доказывала, что этот астероид имеет спутник – что и было объявлено в статье 1992 года в «Астрономический журнал»: «Астероид 87 Сильвия – двойной» (Прокофьева В.В., Демчик М.И.). Признаки двойственности крымские астрономы нашли и у Диотимы, блеск которой менялся с периодом 14.89 часа и 4.56 часа. Последний период связан с собственным вращением Диотимы, а период около 15 часов должен соответствовать периоду орбитального обращения спутника Диотимы.
Никто из крымских астрономов не рассчитывал на обнаружение спутников астероидов. Но кропотливые наблюдения с хорошим телескопом и качественной аппаратурой, вместе с аккуратной обработкой полученных данных, принесли свои результаты. Л.Г. Карачкина отметила: «Открытие двойных астероидов именно у нас в телевизионной группе было той случайностью, которая зиждется на десятке железных закономерностей».

Крымским астрономам мало кто поверил, потому что их наблюдения противоречили существующей планетологической парадигме. Астероиды считались обломками или строительным мусором на месте несформировавшейся планеты. Какие у них могут быть спутники?
Недоверие сразу исчезло, когда в 1994-м году межпланетная станция «Галилео» неожиданно сфотографировала у астероида Иды спутник Дактиль.»
(цитируется по тексту статьи из https://don-beaver.livejournal.com/164361.html)

Обращаю внимание на даты – несколько лет проводились наблюдения и анализ данных, которые привели к выводу о двойственности астероидов и публикации в 1992 году. В 1993 году станция «Галилео» пролетела возле Иды (второй астероид на пути станции, после астероида Гаспра), но из-за технических проблем переправила фотографии Иды на Землю только в феврале 1994 года. На этих фотографиях – всего у второго исследованного вблизи астероида! - и обнаружился спутник Дактиль. Уже в 1995 году вышла статья Прокофьевой, Таращук и Горькавого в УФН «Спутники астероидов» (мой вклад там скромен – некоторые теоретические расчеты стабильности орбит) https://ufn.ru/ru/articles/1995/6/d/, в которой утверждалось:
«В Солнечной системе открыто и занумеровано более 6000 астероидов, около 500 детально исследованы различными методами. В настоящем обзоре собраны наблюдательные свидетельства того, что не менее 10% из них могут состоять из двух или более тел. Подтверждением этого явилось открытие с борта космического аппарата «Галилей» спутника у астероида Ида. Оно символизирует смену и наблюдательных, и теоретических парадигм. Наземные и космические наблюдения астероидов современными средствами могут дать новый богатый материал для построения моделей двойных астероидов. Рассмотрение проблемы стабильности, происхождения и динамики их спутников показывает, что сфера стабильного существования спутника достигает нескольких сотен радиусов астероидов. Высказано и обосновано предположение, что происхождение спутников астероидов может быть объяснено в рамках единой аккреционной модели образования спутников планет».

10% - такую оценку численности спутников астероидов дали Валентина Владимировна Прокофьева и Вера Павловна Таращук - на основе своих наблюдательных работ и после единственного сфотографированного вблизи спутника. Второй спутник астероидов был открыт только 1998 году. Сейчас (на 2020) открыто более 400 спутников астероидов, центавров и транснептунов. Осторожные, поэтому заниженные, оценки в Wiki дают 2% двойственности для астероидов главного пояса, 11% для транснептунов, причем среди крупнейших транснептунов большинство имеет спутники.

То есть В.В. Прокофьева-Михайловская со своей группой сделала то, что удалось единицам за историю астрономии: открыть новый класс объектов Солнечной системы. Это действительно смена парадигмы. Такое открытие сделали Галилей, обнаруживший спутники Юпитера, и Гершель, открывший новую планету Уран. Такое открытие сделал Пиацци, открывший первый астероид, а также Томбо, который нашел первый транснептун Плутон. И Прокофьева, которая открыла спутники у астероидов. Вот собственно, и все – пальцев одной руки хватило. Так как Плутон долгое время считался планетой, то к открывателям нового класса тел в Солнечной системе можно отнести двух астрономов Jewitt и Luu, которые открыли в 1992 году первый транснептун (помимо Плутона).
После присуждения Нобелевских премий всегда слышатся возмущенные голоса советских/российских ученых/политиков/журналистов – а почему не дали Нобелевскую премию такому-то советскому/российскому первооткрывателю? И мне всегда хочется спросить – а что вы, советские/российские ученые/политики/журналисты дали этому человеку? Как вы его прославили на отечественных просторах? Какими официальными наградами вы его осыпали? Ведь отечественной славы у таких людей, очевидно, должно быть больше, чем международной – потому что они свои. И тут, как правило, выясняется, что с отечественными наградами у этих первооткрывателей совсем не густо, если не пусто. Так неужели вы думаете, что какой-то шведский дядя с американскими экспертами будет уважать ваших выдающихся людей больше, чем вы сами? Если свои на них плюют, так и чужие будут. И нечего потом жаловаться, а просто посмотрите в зеркало – и плюньте в него.

В.В. Прокофьева-Михайловская – это яркий пример такого пренебрежения к отечественным талантам, достижения которых могут претендовать на Нобелевскую премию. Я говорю абсолютно серьезно, без тени преувеличения. Как раз есть с чем сравнить - Jewitt и Luu, которые сделали свое открытие первого транснептуна примерно в те же годы. Нобелевку они не получили (она плохо приспособлена для астрономов), зато получили по две премии: Shaw (1.2 миллиона на двоих) и Kavli (по миллиону каждому) – что в сумме больше Нобелевки. Как и Нобелевскую премию, которую основал швед Нобель, эти две премии установили два богатых мецената из Гонконга и Норвегии.

Что же получила Прокофьева за свое выдающееся – примерно раз в сто лет – научное достижение? В 1995 г. соавтор Людмила Карачкина назвала в ее честь астероид № 6172 («Prokofeana» https://ssd.jpl.nasa.gov/sbdb.cgi?sstr=6172;old=0;orb=0;cov=0;log=0;cad=0#phys_par ). От администрации КрАО было получено увольнение тогда, когда Валентина Владимировна вполне ещё могла работать. От отечественных властей и меценатов, которые меряются яхтами и особняками, - ничего.

Что ж, в памяти многих людей Валентина Владимировна Прокофьева-Михайловская навсегда останется эталоном ученого и достойнейшим человеком. Пусть космическая гора высотой в несколько километров с именем «Прокофеана», которая будет вечно кружить вокруг Солнца (даже тогда, когда на Земле не останется ни одного миллионера или политика), станет достойным памятником этой замечательной женщине.


Валентина Владимировна в 2008 году.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)