Квантовая космология и темная энергия трещат по всем швам

Friday, 24 January, 06:01, don-beaver.livejournal.com
Престранные (или наоборот – сугубо логичные) процессы происходят в космологии. Вот хронология основных событий последних трех месяцев:

1. 4 ноября 2019 года Nature опубликовало мнение троих космологов, включая видного Дж. Силка, о том, что Вселенная замкнута – и это возможный кризис в космологии, потому что наблюдаемая замкнутость Вселенной явно противоречит предсказанию квантовой космологии о бесконечном расширении Вселенной: https://www.nature.com/articles/s41550-019-0906-9

2. 18 декабря 2019 года Nature опубликовало статью Нобелевского лауреата Адама Риса о том, что Вселенная расширяется быстрее, чем ожидается – и это уже нельзя игнорировать:https://www.nature.com/articles/s42254-019-0137-0.pdf
Речь идет о так называемом “H0-tension”: постоянная Хаббла, измеренная для ранней Вселенной 6-тью разными методами – по реликтовому излучению и ряду других методов - оказывается заметно меньше – 67.4, чем значение постоянной Хаббла, измеренное независимо 11 методами для сравнительно локальной – или поздней – Вселенной: 73.5. Какие бы методы измерения мы не сопоставляли, несовпадение составляет от 3 до 6 сигма (см. таблицу в https://arxiv.org/abs/2001.03624). Проще говоря – мейнстримная космология, базирующаяся на постоянной темной энергии вакуума и уменьшающейся плотности темной материи, оказывается несостоятельной. Для совпадения с наблюдениями нужно вводить, например, странно изменяющуюся темную энергию. В ряде статей темную энергию провозглашают прямо зависящей от плотности темной материи, следовательно, уменьшающуюся со временем. Это накручивание фантастических гипотез квантовыми космологами просто завораживает. Вот подумайте: вводится темная материя из гипотетических аксионов, которые должны ужасно слабо взаимодействовать с обычной материей (отчего их никто не может поймать). Плотность темной материи падает с расширением Вселенной как 1/R^3. Потом вводится гипотетическая темная энергия, которая завязана на гипотетические квантовые свойства вакуума, то есть, вообще никак не зависит от расширения Вселенной. Отчего общая энергия Вселенной при её расширении меняется так, что академик Рубаков лихо рубит: «Закон сохранения энергии забудьте как страшный сон!» http://victorpetrov.ru/valerij-rubakov-otkrytiya-i-zagadki-v-mikromire-i-vo-vselennoj.html
Теперь оказывается, что темная энергия все-таки должна меняться со временем, причем из-за взаимодействия с аксионами, которые даже с обычной материей ничтожно слабо взаимодействуют! Все-таки зря легализовали курение марихуаны…

3. 19 января 2020 года BBC публикует статью «Что если Вселенная не имеет конца?» https://www.bbc.com/future/article/20200117-what-if-the-universe-has-no-end
Речь идет о том, чтобы отказаться от одноразовой Вселенной инфляционной космологии и рассмотреть циклические космологии, которые набирают популярность. «Все эти теории находятся за пределами основной космологии, но все они поддерживаются влиятельными учеными». И БиБиСи расспрашивает и цитирует видных сторонников циклических моделей:
«Должен признаться, мне никогда не нравилась инфляция с самого начала», - говорит Нил Турок, бывший директор Института теоретической физики Периметра в Ватерлоо, Канада.

«Инфляционная парадигма потерпела неудачу», - добавляет Пол Стейнхардт, эйнштейновский профессор в Принстонском университете и сторонник модели «большого отскока».

«Я всегда считал инфляцию очень искусственной теорией», - говорит Роджер Пенроуз, почетный профессор математики в Оксфордском университете.
Стейнхардту, который был одним из первых создателей теории инфляции, в конечном итоге надоело отсутствие в неё предсказуемости и непротиворечивости. «Нужно ли нам воображать, что существует бесконечное количество корявых вселенных, которые мы никогда не видели и никогда не увидим, чтобы объяснить одну простую и удивительно гладкую Вселенную, которую мы действительно наблюдаем?» - спрашивает он. "Я говорю - нет. Мы должны искать лучшую идею».

4. 21 января 2020 года русский отдел БиБиСи опубликовал статью «Темной энергии не существует?»
где рассматриваются три свежие статьи и делается общий и очень крамольный вывод «темная энергия вполне может оказаться "флогистоном XXI века"»

Так что мои статьи с Васильковым и Тюльбашевым – в тренде! А вот если послушать самих квантовых космологов, например, мнение рецензентов, которые рассматривали мои статьи, посланные в российский журнал, то в космологии все хорошо и замечательно, и никаких новых теорий выдумывать не надо. Интересно, сколько мейнстримщики смогут делать вид, что ничего необычного происходит? Если даже журналисты почуяли – откуда и куда дует весенний ветер перемен.