Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Карабашгейт: стыд – не диоксид, глаза не выест

Monday, 07 November, 12:11, don-beaver.livejournal.com
Моя новая колонка на Медиазаводе:
http://mediazavod.ru/articles/authors/karabashgeyt-styd-ne-dioksid-glaza-ne-vyest/

Космические измерения показали невероятный уровень официального вранья о выбросах ядовитого диоксида в Карабаше. Об этом был мой материал от 2 июня 2016 года: http://don-beaver.livejournal.com/171248.html (позже я опубликовал комментарии к этому материалу: http://don-beaver.livejournal.com/171765.html; http://don-beaver.livejournal.com/172186.html)
Челябинская пресса очень скупо осветила этот диоксидный скандал, потому что с большей частью местных изданий медные промышленники заключили выгодные рекламные контракты. Журналист Руслан Сафин направил обращение в прокуратуру по поводу выявленного разительного несоответствия официальных данных и космических измерений, и получил ответ от заместителя руководителя Росприроднадзора, Субботиной Инны Николаевны: https://www.facebook.com/ruslan.r.safin/posts/1201905286515966?match=0L7RgtCy0LXRgg%3D%3D


Суть этого ответа сводится к трем пунктам:
1. Космические наблюдения НАСА ведутся не по утвержденным в Росприроднадзоре методикам, поэтому приняты во внимание не будут.
2. В указанной ЖЖ-публикации масса измеренного в 2014 году диоксида серы сравнивается с его концентрацией. «Сравнение данных величин некорректно ввиду того, что они характеризуют разные значения...» с укоризной пишет Инна Николаевна, эколог и биолог, выпускница Челябинского педуниверситета.
3. Росприроднадзор и так держит Карабашмедь «на особом контроле», проводит проверки (2 в 2014 году, 5 в 2015 году), находит нарушения и наказывает виновников административными штрафами.

Вот что я вам, Инна Николаевна, хочу сказать в ответ. Если не просто генерировать бюрократические бумаги, а всерьез заниматься охраной природы, то научные данные по «Карабашмеди», полученные международной группой учёных, работающих с данными со спутника НАСА, можно и нужно воспринимать как повод для независимой и объективной проверки этих данных наземными средствами. Вы собираетесь что-нибудь изменить в проверках «Карабашмеди» после того, как неучтённость выбросов на этом заводе стала хрестоматийным примером в научных публикациях в ведущих журналах мира?

Насчет административных штрафов. Представьте себе, Инна Николаевна, городской автобус, билеты в который стоят 1000 рублей, а штраф за безбилетный проезд – 1 рубль. При этом контролеры никого из безбилетников не высаживают, просто собирают по рублю. И сколько людей будут покупать билеты в таком автобусе? Нисколько, все будут ездить без билета. Именно такую странную картину представляет ваша деятельность по микроскопическим административным штрафам: любое предприятие предпочтёт не тратить десятки миллионов долларов на экологию, если можно просто заплатить сотни тысяч рублей штрафов. И судя по вашему письму, такая ситуация вполне устраивает руководящие и надзирающие органы Челябинской области. Вот только это не устраивает жителей Карабаша, Миасса и Челябинска – от ядовитого диоксида их болезни умножаются, а жизнь - укорачивается.

По поводу сравнения массы и концентрации. Да, любой школьник знает, что лучше сравнивать массу с массой. Но увы – такой возможности у учёных нет. Инна Николаевна, вы работаете в системе Росприроднадзора с 2006 года. Можете ли объяснить, почему после 2008 года практически невозможно найти данные по общей массе выбросов диоксида серы заводом «Карабашмедь»? Сколько, по вашим данным, тысяч тонн ядовитого диоксида серы выбросил завод «Карабашмедь» в атмосферу в 2013, 2014 и в 2015 годах? Ответьте на этот конкретный вопрос или укажите, где можно взять эти данные? С нетерпением жду ответа про диоксид серы – в прошлом году представители Русской медной компании не стали предоставлять эти данные журналистам «Комсомолки». Более того, после 2012 года исчезла публичная информация и об общей массе атмосферных выбросов в Карабаше. Поневоле пришлось сравнивать космические данные по массе с наземными данными по концентрации. Но это корректная процедура, Инна Николаевна.

Дело в том, что есть такая математическая штука как корреляционный анализ, который в школе не проходят, но с которым вы должны были познакомиться в ходе своего университетского образования. Он позволяет сравнивать величины, которые на первый взгляд совершенно не связаны друг с другом, например, рост выбросов карабашского диоксида и уровень доходов челябинских журналистов. Если коэффициент корреляции для этих величин близок к единице, то можно подозревать между ними причинно-следственную связь. И эта взаимозависимость становится научным фактом, когда выясняется конкретный механизм этой связи: быстрый рост ядовитого диоксидного выхлопа заставляет медных промышленников активно заключать рекламные контракты с местными СМИ, чтобы там не появлялись нежелательных публикации о кашляющих горожанах, экологических пикетах и т.д. Думаю, что медеплавильные короли заключили аналогичные сделки и с чиновниками, но в этом вопросе вы, Инна Николаевна, разбираетесь гораздо лучше меня.

Почему вы зацепились за 2014 год и обошли молчанием 2007-2012 годы, когда массы сравнивались с массами и наблюдалась десятикратная разница в космических измерениях атмосферных выбросов (~200 тысяч тонн) и в официальных данных (~10-20 тысяч тонн)? Тут просто сказать нечего? В своей публикации, из динамики поведения индекса атмосферного загрязнения, зависящего от концентрации диоксида, я сделал корреляционный вывод, что официальные данные по массе выброшенного в 2014-2015 годах диоксида, скорее всего, не покажут никакого резкого увеличения. Тем самым, многократное расхождение между космическими и официальными данными сохранится. Рад вам сообщить, Инна Николаевна, что мой вывод полностью подтвердился. 1 ноября федеральный сайт Минприроды известил о подписании договора между главой Минприроды России С. Донским, руководителем Росприроднадзора А. Сидоровым, губернатором Челябинской области Б. Дубровским и генеральным директором ЗАО «Карабашмедь» А. Ханжиным о «взаимодействии в рамках выполнения мероприятий по проведению в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии» http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=171656
В этой информации указано про «Карабашмедь»: «валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников выброса предприятия в 2014 г. составил – 16,7 тыс. т, в 2015 г. –10,3 тыс. т».
Эти данные позволят нам продлить график сопоставления космических и официальных данных до 2015 года (данные за 2013 всё ещё неизвестны, поэтому я этот период отметил более тонкой штрихованной линией).



Как и ожидалось, в 2014-2015 году разница между официальными данными и космическими измерениями только увеличилась, достигнув, как минимум, 15-20-ти кратного уровня. Как минимум – потому что космические данные по диоксиду мы вынуждены сравнивать с данными по общей массе карабашских атмосферных выбросов, где диоксид составляет только часть. Данные по диоксиду после 2008 года фактически засекречены. Если он составляет около 50% выбросов, то в 2015 году «Карабашмедь» выпустил в воздух 5 тысяч тонн диоксида по официальным данным (сравните со 150 тысячами тонн по космическим данным). Обратим внимание на текст соглашения: там «Карабашмедь» взяло на себя обязательство уменьшить выбросы диоксида на 25 тонн в год! По моим оценкам, такое количество диоксида в карабашскую атмосферу выбрасывается за час. Просто невероятный прорыв к чистому воздуху: 0.5% от официального уровня или 0.02% от реального! Не уверен, что карабашцы сумеют своими лёгкими почувствовать разницу в сотые или десятые доли процента. Посмотрите на фото, сделанное одним из жителей Карабаша 2 августа 2016 года (фото с сайта http://karabash.spybb.ru/viewtopic.php?id=221).



Кроме обычного дыма из главной трубы, цеха «Карабашмеди» выпускают ядовитые газы из всех щелей – примерно с такой же мощностью, как и главная труба. Прекрасная газоочистка – через все форточки! На карабашском сайте таких фото – множество, для всех времён года. Один из карабашцев, со знанием дела пишет 22 августа 2016 года: «По заверениям руководства завода новый сернокислотный цех у них работает, и улавливает более 90% отходящих газов. Но на самом деле дела на предприятии обстоят куда хуже. Сернокислотный цех стоит, а газ идёт без очистки напрямую в трубу. Это и подтверждают работающие там наши жители. По сути (новый) сернокислотный цех, уже разваливается на глазах, поскольку при его строительстве были использованы дешевые материалы не отвечающие требованиям химически агрессивной среды».

Что еще привлекает в опубликованных деталях соглашения? «ЗАО «Карабашмедь» инвестирует в природоохранные мероприятия 2 млрд 332 млн руб», но перечисление этих мероприятий показывает, что львиная доля этих денег уходит просто на расширение и модернизацию производства, выгодную собственнику: «строительство участка механизированного розлива черновой меди, установка новых конвертеров с газоплотными напыльниками, замена газоочистной системы». Эта модернизация направлена «на увеличение мощности до 120 тыс. тонн черновой меди в год и серной кислоты до 640 тыс. тонн в год».

Это исключительно важная информация, которую раньше днём с огнём было не найти. В серной кислоте 65% веса – это диоксид серы. Значит, завод планирует выпускать 120 тысяч тонн меди и улавливать из выбросов около 400 тысяч тонн диоксида, что составляет более 3 тонн диоксида на тонну меди (близкое соотношение можно получить из вышеприведённого графика по производству меди и выбросам диоксида за 2000 год, когда с данными ещё не жульничали). Это главная характеристика производства меди на карабашском заводе и используемых им руд. Значит, если сейчас уровень производства составляет 80 тысяч тонн меди (согласно информации Минприроды), то годовая масса получающегося диоксида серы должна составлять около четверти миллиона тонн. Любая честная комиссия, приехавшая на завод, должна спросить – где и как вы улавливаете эту четверть миллиона тонн? Где соответствующее количество серной кислоты или миллионы тонн поглощающих диоксид веществ? Куда вы их вывозите и как храните? (Между прочим, для перевозки миллиона тонн отходов в год нужно сто тысяч рейсов десятитонных грузовиков или триста рейсов в день).

К сожалению, все развивается по классическим учебникам истории: при капитализме, особенно на ранних, хищнических стадиях, государство защищает не народ от капиталистов, а капиталистов от народа. Тем более, от дружбы с капиталистами можно получить персональную выгоду, а что возьмешь с нищего народа? Только кипу жалоб. Итак, дорогие мои южноуральцы, я вынужден констатировать, что вам никто не поможет – ни Росприроднадзор, ни Министерство экологии, ни прокуратура, ни пресса, ни губернатор, который согласен на сокращение годовых выбросов на 25 тонн диоксида. Спасти своё здоровье можете только вы сами и вот каким образом.

Вспомним – несколько лет назад количество фальшивых диссертаций в гуманитарных науках превысило количество настоящих исследований. Учёную степень за небольшие деньги мог получить любой косноязычный и придурковатый чиновник среднего звена. Ни ВАК, ни прокуратура, ни диссертационные советы ничего не могли сделать, а часто – и не хотели. Но поднялась народная волна разоблачений, заработала опять-таки самодеятельная система проверки диссертаций – и ситуацию переломили. Благодаря быстро принятым защищающим законам, только немногие жулики потеряли свои степени. Но сейчас только слабоумный позарится на покупную диссертацию, так как выгода небольшая, а риск для карьеры – значительный. И это колоссальная победа народного движения.

Итак, с одной стороны, согласно официальным отчетам, воздух Карабаша чист, как никогда (атмосферных выбросов в 2015 году было в 10 раз меньше, чем в 2000 году). С другой стороны:
А. космические данные показывают уровень выбросов диоксида серы в десятки раз больше отчетных и примерно в 3 раза больше, чем в 2000 году.
В. Уровень производства меди вырос с 2000 до 2015 года как раз примерно в 3 раза, в то время как мощностей газоочистки явно недостаточно для такого уровня производства (см. фото).
С. Местные жители жалуются на ядовитые выбросы пуще прежнего, а погибшие огороды администрация «Карабашмеди» уже привычно компенсирует суммами от тысячи до 10 тысяч рублей.

Так кто прав из этих сторон? Я лично полагаю, что прав карабашский народ и астрономы. История с ложью о реальном уровне выбросов карабашского диоксида серы указывает на то, что вокруг экологии Южного Урала за последние 10 лет сложилась одна из самых крупных коррупционных схем 21 века с взятками на многие миллионы долларов, защищающая прибыли на десятки и сотни миллионов долларов. Вероятнее всего, схема сокрытия диоксидной реальности включает в себя как органы государственной власти, так и СМИ. Конечно, коррупционные потоки текут во мраке и тишине. Но такую масштабную операцию невозможно полностью замаскировать – свои части правды знают работники медеплавильного завода и жители Карабаша; челябинские шоферы, которые управляют микроавтобусами с лабораторным оборудованием в ходе «внезапных» проверок; лаборанты, который делают экологические отчеты; секретари, которые их печатают и перепечатывают (и знают вообще всё на свете); журналисты, которым главредактора запрещают писать о ядовитых выбросах.

Внимание! Объявление. В настоящее время формируется коллектив авторов, который выпустит «Белую книгу» по карабашскому диоксиду. Цель работы такого коллектива совершенно законна и полностью совпадает с задачей федеральных законов (цитирую по письму И.Н. Субботиной) «защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений».

Дорогие южноуральцы! Речь идет о вашем здоровье и здоровье ваших детей. Если у вас есть информация о вранье вокруг ядовитого диоксида – посылайте её на специальный е-мейл: dioxid4@yandex.ru

Вы можете не указывать свою фамилию и другие личные данные, но информация, которую вы сообщаете, должна быть точной и правдивой. Указывайте, насколько достоверны ваши данные (вы сами были свидетелем, вам кто-то рассказал и т.д.). Для такой «Белой книги» нужны факты об искажении реальной информации по экологическому состоянию области. Кто за это персонально отвечает? Известны ли факты получения взяток или выгод за это сокрытие? Приветствуется присылка фотокопий документов (конечно, не носящих гриф «секретно», но какие секреты могут быть в экологии?) Составляется также список СМИ, которые заключили выгодные договора с промышленниками, и перестали писать об экологии критические материалы. Это конечно, не криминал, но характерный момент. Интересен не только факт такого договора, но и сумма, на которую он заключен, а также содержащиеся там (или устно оговоренные) условия. Реакция государственных органов на жалобы тоже нужна – и ответ И.Н. Субботиной займет здесь видное место.

Если будет получено достаточно убедительной информации о действующей вокруг диоксида коррупционной схеме и/или о бездействии тех или иных государственных органов, то выпуск Белой книги по Карабашу непременно привлечет внимание федеральных органов и центральных СМИ. Такое журналистское расследование даст знать всем тем, кто набивает себе карманы на астмах и саркомах простых жителей, что рано или поздно все преступные деяния всплывают и расплата неминуема. Если вы – журналист, эколог или общественник, имеете материал о карабашском диоксиде и хотите стать соавтором такой «белой книги» - то пишите на тот же е-мейл. Пока состав авторов книги не будет раскрываться, чтобы им не чинили помех в работе. Я буду публичным представителем коллектива авторов будущей книги.

Доктор физико-математических наук,
лауреат Государственной премии СССР,
Горькавый Николай Николаевич

6 ноября 2016 года
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)