Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Прочитанное

Wednesday, 28 January, 18:01, shvarz.livejournal.com
Little, Big by John Crowley (1981) - удивительная книга, описать которую очень трудно. Я попробую, но мне кажется это все равно, что рассказывать свои сны - практически невозможно передать свои впечатления и эмоции тем, кто этих снов не видел.

Смоки Барнабл с первого взгляда влюбляется в Элис Дринкуотер, девушку из семьи, живущей чуть севернее Нью-Йорка в доме, построенном их дедушкой-архитектором для того, чтобы демонстрировать своим клиентом разные архитектурные стили (поэтому дом выглядит радикально разным, когда на него смотришь с разных сторон, а внутри вообще можно заблудиться в множественных коридорах и лестницах). Еще до свадьбы Смоки понимает, что семья Элис в чем-то неуловимом очень необычна и странна. Их жизнь подчинена некому то ли пророчеству, то ли договору, который связывает их с "феями" - маленькими неуловимыми существами, которые прямо в книге не описываются и практически даже не появляются, но больше всего напоминают элементалей. Он никогда не приобщается к этой загадке, но всю жизнь живет в ее тени и под ее влиянием. Во многом, Смоки - главный герой книги, хотя текста ему в книге уделено меньше, чем некоторым второстепенным персонажам. Книга с него начинается и им заканчивается, но по пути в ней рассказывается о нескольких поколениях этой семьи, начиная с начала 19 века, и заканчивая где-то серединой 21 (дистопическое будущее, в котором в США власть захватил тиран).

Если "Евгений Онегин" - роман в стихах, то "Little, Big" - поэма в прозе. Эмоционально она воздействует как стихи, хотя в ней нет ни отчетливо прослеживающегося ритма, ни рифм. Если с чем я и могу сравнить стиль, в котором она написана, так это с некоторыми рассказами или короткими повестями Ле Гуин, в которых она создает свою особую атмосферу и настроение. Весь текст (довольно длинный, 500 с лишним страниц) разбит на маленькие главки длиной от полустраницы до 3-4 страниц. И хотя никакая из глав сама по себе не является самодостаточным рассказом, в контексте повествования каждая из них логически и эмоционально закончена. Приходится останавливаться, "переваривать" прочитанное, иногда возвращаться и смотреть на название главки, чтобы лучше понять прочитанное (названия являются небольшими подсказками, направляющими читателя к наиболее важным элементам текста).

Как я уже писал выше, семья неким таинственным образом связана с магическим миром, но детали этой связи не описываются прямо. Более того, создается ощущение, что и сами члены этой семьи эту связь лишь ощущают, но не могут до конца вербализовать ни ее природу, ни ее цели. На протяжении всей книги читателю выдаются небольшие ключи к этой загадке, открывающие тот или иной ее аспект, хотя полностью, как и полагается магии, она не объясняется. То же самое происходит с сюжетом - автор оставляет многое недосказанным, прыгает во времени и в пространстве, происходящее порой кажется совершенно необъяснимым, но потом внимательный читатель обнаруживает небольшие подсказки тут и там, которые если не полностью объясняют все загадки, то дают почву для предположений. Я только что поговорил с человеком, который тоже недавно закончил читать эту книгу и мы открыли друг для друга разные прошедшие мимо нас "ключи" и разные интерпретации как отдельных событий в книге, так и всего происходящего. Очевидно, что у книги огромный потенциал для множественного перечитывания.

В общем, я не вижу хорошего способа объяснить что это за книга и почему ее надо прочитать, но я однозначно рекомендую ее к прочтению. Это гениально. Отдельное спасибо yakushima и red_kaili, которые подарили мне ее на день рождения.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)