Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Когда за вами следят

Wednesday, 06 August, 19:08, scinquisitor.livejournal.com
Человеку важно оценивать направление взгляда других людей и животных, чтобы предсказывать их намерения и поведение. У нас даже существуют участки мозга, специализирующиеся на определении направления чужих взглядов [1, 2]. Однажды мне удалось побывать во Франции и посмотреть воочию на знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в Лувре. Когда описывают эту картину, говорят, будто изображенная на ней женщина следит за теми, кто на нее смотрит. Я тоже испытал это чувство и вспомнил о нем, когда мне попалась одна статья, опубликованная в журнале Current Biology. В статье говорилось о том, что у людей есть априорное ожидание, что взгляды других людей направлены именно на них, и что окружающие за ними «следят» [3].

Ожидание, что на нас смотрят, тем сильнее, чем меньше у нас информации о том, куда на самом деле направлены взгляды окружающих [3]. Например, если окружающие носят темные очки или их лица плохо различимы в темноте, у нас усиливается ощущение, что смотрят именно на нас. Не удивлюсь, если эта своеобразная иллюзия восприятия порой заставляет нас ошибочно предполагать, что проходящая мимо девушка обратила на нас внимание, и тем самым способствует усилению нашего ЧСВ.

В серии Южного Парка «Let Go, Let Gov» один их главных персонажей Эрик Картман уверен, что за ним следит государство. Более того, он уверен, что у государства на него огромное досье, ведь «он такой важный». Проникнув в секретное американское агентство, занимающееся слежкой, Эрик к своему разочарованию узнает, что никому его частная жизнь не интересна, а компьютер записал его в обидную категорию «жирных и незначительных». Другой персонаж (Баттерс), узнав о том, что государство за всеми следит и знает каждый его маленький секрет, начинает ходить на исповедь… в ближайшее отделение МРЭО ГИБДД. «Государство следит за нами, но потому, что любит нас и заботится о нас». Вокруг Баттерса быстро формируется религиозная группа.

Любящий и заботливый «Менеджмент», следящий за каждым нашим поступком, представлен и в интеллектуальном фильме Терри Гильяма «Теорема Зеро». В доме главного героя, который представляет из себя бывшую церковь, расставлены видео камеры, одна из которых символично приставлена на место головы Иисуса на распятии. Мне кажется весьма интересной идея, что ощущение слежки, вышедшее за пределы рационального, играет роль и в манифестации представлений о всевидящем всевышнем существе и о необходимости перед этим существом отчитываться.

zero

То, как люди реагируют на слежку со стороны несуществующих созданий, порой удивительно. Оказывается, что если в кафе развесить плакаты с изображениями глаз, то люди, обедающие в кафе, чаще убирают за собой подносы [4, 5]. Плакаты с другими изображениями, например, ярких цветов такого эффекта не оказывают.

Ранее роль изображений глаз была показана в другом исследовании, где людям предлагали играть в игру Диктатор на реальные деньги [6]. Условия этой очень простой игры такие: участники садятся за компьютеры и случайным образом делятся на пары в условиях строгой анонимности. Игроки не видят и не слышат других игроков. В каждой паре случайным образом выбирается игрок 1 и игрок 2. Игрок 1 получает 10 долларов, которые он может на свое усмотрение поделить между собой и игроком 2. На этом игра заканчивается, а люди получают назначенную игроком 1 сумму. Второго раунда нет. Оказалось, что если на рабочем столе компьютера поместить изображение глаз, то люди в среднем в полтора раза чаще готовы поделиться с напарником хоть чем-то. В среднем в таких условиях игрок 2 получает в 1.5 раза больше денег (не 2.45, а 3.75 доллара), чем в отсутствии изображения глаз.

Вполне возможно, что распространяя изображения глаз в общественных местах, можно сделать людей более склонными к кооперации и хорошему поведению. Почему бы не попробовать: в школах, в офисах, в правительстве? Любопытно, что в каком-то смысле этот метод социальной инженерии неосознанно использовался древними египтянами: религиозный символ «око Ра» прочно входил в их культуру. Отличились и современные американцы, у которых на долларовых купюрах изображена пирамида со всевидящим оком «Нового Мирового Порядка». Иконы в храмах в каком-то смысле тоже «следят» за нами, ведь и у них есть нарисованные глаза.

seeing-eye650px-Eye_of_Horus_bw.svg

Кстати, бабочки используют изображения глаз на крыльях для отражения атак птиц [7]. Так что изображения глаз важны не только для людей.

4654126560_5ed1faaa2c_z
Но делает ли ощущение слежки из нас более хороших людей? Или все как у Толкиена: всевидящее Око Саурона хоть и сделало орков Мордора более послушными и скооперированными, но не сделало из них порядочных существ.
640px-Mordor-turret
Мой хороший друг и коллега, гостивший в Америке, рассказал мне такую замечательную историю. У него из машины украли электронную читалку (Kindle). Поскольку читалка была прикреплена к его аккаунту на Амазоне (amazon.com), он получал информацию о том, какие книги на нее скачивают. О пропаже книги он так и узнал: через «упавшее в почту» уведомление о том, что первая книга, которую скачали на украденный Kindle, – не догадаетесь? Она самая, – святая Библия. Даже подтверждение имеется.

proof

Тут уместно небольшое лирическое отступление. Если размышления о морали способствуют нравственному поведению, то можно ожидать, что профессора этики ведут себя особенно хорошо. В одной работе исследовали, как часто книги по этике пропадают из академических библиотек по сравнению с другими книгами по философии такого же возраста и примерно настолько же популярные. Было показано, что достаточно сложно написанные книги по этике, такого рода, что их, прежде всего, брали бы читать специалисты (профессора этики или продвинутые студенты, изучающие философию), примерно в 1.5 раза чаще пропадали из библиотеки (не были возвращены) [8].

Идейно это напоминает другое исследование, которое показало, что у мужчин-гомофобов, называющих себя гетеросексуалами, по сравнению с гетеросексуальными мужчинами без предубеждений по отношению к гомосексуалам намного чаще возникает эрекция на «гей-порно» [9] (реакция на «гетеросексуальное порно» между группами не различалась). Широко известный и яростный проповедник гомофобии евангелист Тед Хаггард и вовсе был застукан с жиголо. Так что недоверие к борцам за нравственность может быть весьма оправдано. Эта мысль нам пригодится далее.

Эксперимент с игрой в Диктатора в каком-то смысле согласуется с исследованиями, показывающими, что религиозные люди охотней осуществляют денежные пожертвования [10]. А как связана религиозность с преступностью? В 2012 году в журнале PLoS ONE была опубликована статья, показывающая парадоксальный результат: если сравнивать разные страны, распространенность у местного населения веры в рай связано с увеличенным уровнем преступности. А вера в ад с более низким. Причем речь идет практически обо всех типах преступлений: нападения, грабежи, убийства, изнасилования, воровство. Исключениями из этой закономерности почему-то является только похищение людей и торговля ими [11].

Как это все увязать вместе? Рассмотрим следующий случай, описанный в прошлогодних новостях: «Адвокаты настаивали на том, что руководитель бирюлевской овощебазы [примечание: на тот момент обвиняемый в убийстве, а на данный момент приговоренный к тюремному сроку] не станет скрываться от правосудия, а в качестве гарантии предоставляли благодарственные письма и свидетельства материальной помощи задержанного ФСБ, ОМОНу, МВД, пожертвований храму Христа Спасителя, а также передачи денег в фонд проведения выборов президента России».

Неужели фантастический сюжет Южного Парка про исповедь в ГАИ не так далек от реальной психологии людей? Многие религии учат, что если будешь вести себя плохо, попадешь в ад. И это, вполне возможно, заставляет людей вести себя чуть более достойно. Но едва ли это делает их лучше. Едва ли достоин симпатии человек, который мечтает совершить преступление, но не делает этого исключительно из страха. Стоит внушить людям, что если раскаяться, исповедаться или пожертвовать на благотворительность, грехи будут прощены (и человек сможет попасть в рай), люди показывают свое истинное лицо. Набожность и щедрость благотворительных актов со стороны криминальных элементов хорошо известна.

Вот еще одна иллюстрация. Сейчас за преступление на сексуальной почве (изнасилование) в тюрьме сидит певец Константин Крестов. А вот, что было после задержания этого человека: «После задержания он активно рассуждал о христианской вере, демонстративно целовал нательный крест и постоянно рассказывал о том, как помогает восстанавливать монастыри»

Тема взаимоотношений между организованной религией и мздой (взятками) прослеживается на протяжении столетий. Вот что пишет про это википедия:

“На Востоке в ряде мест вплоть до XX столетия существовала практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха; в начале XVIII в. Патриарх Иерусалима Досифей Нотара, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно Константинопольскому Собору 1727 года, правом выдачи таких свидетельств обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Уже в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить. Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпускных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке), и в России”.

Не удивлюсь, если окажется, что люди, жизнь которых тесно переплетена с получением и предложением взяток, переносят на всевышнего свою испорченность. В конце концов мы переносим на богов и другие антропоморфные недостатки нашего строения и мышления, например, ограниченность фокуса внимания. В своей книге «Религия объяснена» антрополог Паскаль Бойе (Pascal Boyé) описывает такой эксперимент. Испытуемым рассказывали историю о том, как Бог одновременно помог двум людям, находящимся в беде в разных местах. Большинство участников эксперимента не смутило, что Бог, будучи всемогущим и вездесущим существом, может делать два дела одновременно. Спустя некоторое время испытуемых просили пересказать историю. Тут выяснялось, что люди запоминают ее как рассказ, в котором Бог сначала обращает внимание на одну беду, а потом на другую. То есть люди неосознанно наделяют всемогущего Бога антропоморфным ограниченным фокусом внимания: человек же не может сразу разговаривать с Машей и Петей на несвязанные темы.

Очень большое внимание в трактовке священных текстов было уделено высказыванию Иисуса Христа, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Очевидно, что это высказывание крайне неудобно для тех, кто берет мзду. Сомнительные трактовки, оправдывающие накопление богатств, не заставили себя долго ждать. Во-первых, была предложена идея, что игольные уши – это название каких-то ворот, через которые верблюд в принципе мог бы пройти. Во-вторых, была идея, что речь не о верблюде, а о канате, что закралась ошибка перевода. Ну а маленький канат да через большое игольное ушко можно и протиснуть. Результат на лицо: мало кто живет в такой роскоши, которую позволяют себе высокопоставленные представители духовенства или воцерковленные представители «элиты». Вот зачем может быть нужна теология и кафедры теологии.

Недавно в Испании был скандал о том, что церковь предлагала детям взятки за посещение религиозных уроков. Может быть высокий уровень коррупции в нашей стране не просто так совпал с ростом набожности, религиозности и борьбы за нравственность? Может быть, политики – активные пропагандисты подобных идей и правда верят, что за их религиозным поведением кто-то следит, кто-то его оценит, и они, несмотря на все свои плохие поступки, попадут в рай, если используют проверенное на протяжении всей жизни средство – взятку? А церковь охотно взятку принимает и за это утешает их тем, что так оно и будет? Не получается ли, что этих наших политиков развели? Как сами знаете кого.

Список литературы:
1. Perrett DI, Smith PA, Potter DD, Mistlin AJ, Head AS, Milner AD, Jeeves MA: Visual cells in the temporal cortex sensitive to face view and gaze direction. Proceedings of the Royal Society of London Series B, Containing papers of a Biological character Royal Society 1985, 223(1232):293-317.
2. Calder AJ, Beaver JD, Winston JS, Dolan RJ, Jenkins R, Eger E, Henson RN: Separate coding of different gaze directions in the superior temporal sulcus and inferior parietal lobule. Current biology : CB 2007, 17(1):20-25.
3. Mareschal I, Calder AJ, Clifford CW: Humans have an expectation that gaze is directed toward them. Current biology : CB 2013, 23(8):717-721.
4. Ernest-Jones M, Nettle D, Bateson M: Effects of eye images on everyday cooperative behavior: a field experiment. Evolution and Human Behavior 2011, 32:172-178.
5. Bateson M, Callow L, Holmes JR, Redmond Roche ML, Nettle D: Do images of 'watching eyes' induce behaviour that is more pro-social or more normative? A field experiment on littering. PloS one 2013, 8(12):e82055.
6. Haley J, Fessler D: Nobody’s watching? Subtle cues affect generosity in an anonymous economic game. Evolution and Human Behavior 2005, 26:245-256.
7. Olofsson M, Vallin A, Jakobsson S, Wiklund C: Marginal eyespots on butterfly wings deflect bird attacks under low light intensities with UV wavelengths. PloS one 2010, 5(5):e10798.
8. Schwitzgebel E: Do ethicists steal more books? Philosophical Psychology 2009, 22(6):711-725.
9. Adams HE, Wright LW, Jr., Lohr BA: Is homophobia associated with homosexual arousal? Journal of abnormal psychology 1996, 105(3):440-445.
10. Monsma S: Religion and Philanthropic Giving and Volunteering: Building Blocks for Civic Responsibility. Int J Res Religion 2007, 3:1-27.
11. Shariff AF, Rhemtulla M: Divergent effects of beliefs in heaven and hell on national crime rates. PloS one 2012, 7(6):e39048.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)