Три интересные статьи

Monday, 14 July, 23:07, wolf-kitses.livejournal.com
1. А.П.Расницына 1988 г. о «Чёрной королеве», поступательности размножения и групповом отборе
2. М.Е.Гольцмана 1983 г. про социальный контроль поведения млекопитающих и ревизию концепции доминирования (Гольцман М. Е. Социальный контроль поведения млекопитающих: ревизия концепции доминирования //Итоги науки и техники. Сер. зоол. позв. М.: ВИНИТИ. – 1983. – Т. 1. – С. 71-150.).
Тщательный обзор литературы о том, что такое социальная иерархия, каковые её проявления и адаптивный смысл. Обязательно надо читать всем любителям поп-этологии, чтобы не повторять глупости про «примативность», не воспринимать ранги - будь то альфа, бета или омега -как индивидуальные характеристики. Уже в 1980-х гг. было понятно, что не только у приматов, но даже у хищных, копытных и хоботных (а также врановых, ткачиков, тимелий, попугаев и других «социальных» видов птиц) самый крутой доминант не в состоянии сам, своей собственной силой, поставить себя «царём горы» и тем более удержаться на ней. Нужно умение дружить с равными себе индивидами, создавать коалиции, особи в которых не только поддерживают друг друга, но и связаны неагонистическими взаимодействиями. Нужно быть «популярным» у будущих подчинённых, и уметь превзойти по «популярности» текущего доминанта - часто это более важное условие его замены, чем собственные усилия свергающих, особенно у антропоидов. Именно необходимость коалиций и «популярности» для эффективного продвижения в социальной иерархии тренирует у соответствующих видов птиц и млекопитающих, что 10 годами позднее этологи назовут маккиавеллиевским интеллектом.
3. Федюччиа который раз успешно боднул майнстрим палеоорнитологии - веский довод против происхождения птиц от динозавров, и за - от текодонтов через протоависа.
«Палеонтологи заново изучили пернатую рептилию, обнаруженную в юрских отложениях Китая и пришли к выводу, что она является предком птиц, но при этом не относится к динозаврам. Это значит, что гипотеза о происхождении птиц от пернатых динозавров может оказаться ошибочной. Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета Северной Каролины, опубликованы в журнале Journal of Ornithology.

Согласно современным представлениям, птицы произошли от двуногих динозавров из группы манирапторов. Об этом свидетельствует наличие у манирапторов оперения и других «птичьих» признаков. Тем не менее, в начале XX века существовал другой взгляд, согласно которому птицы восходят непосредственно к примитивным архозаврам - рептилиям, стоявшим у истоков динозавров, крокодилов и птерозавров. В этом случае птицы являются не «сыновьями» динозавров, а их «двоюродными братьями», то есть две эти группы эволюционировали независимо.
Авторы статьи нашли новое подтверждение гипотезы о независимом происхождении птиц, изучая скелет Scansoriopteryx. Это пернатое существо было раскопано близ китайской деревеньки Даохугоу в отложениях средней юры возрастом 150-160 миллионов лет. Изначально, из-за плохой сохранности экземпляра, ученые отнесли Scansoriopteryx к целурозаврам, двуногим динозаврам, похожим на птиц.
Однако переизучение отпечатков Scansoriopteryx с помощью 3D-микроскопии показало, что у него отсутствуют типичные признаки динозавров, такие как открытая вертлужная впадина, которая является частью тазобедренного сустава. Открытость этой впадины позволяет динозаврам держать ноги строго под туловищем, а не по бокам. В результате многие динозавры смогли освоить прямохождение на двух ногах, тогда как остальные рептилии способны перемещаться лишь «враскоряку». [см.также здесь].
Наполовину закрытая вертлужная впадина заставляет отнести Scansoriopteryx к архозаврам, однако при этом он обладает целым рядом продвинутых птичьих признаков, в числе которых - удлиненные передние конечности и богатое оперение ног и хвоста. Фактически, Scansoriopteryx был четырехкрылым и перепархивал с дерево на дерево, используя как передние, так и задние конечности.
По мнению исследователей, открытие доказывает: птицы возникли независимо от динозавров. Более того, некоторые ископаемые организмы, считающиеся пернатыми динозаврами, в действительности являются птицами, утратившими способность к полету.
Источник

Оригинал
-----------------------------------------------------------------------
Я, однако, думаю, что так произошли лишь веерохвостые, а энанциорнисы - через археоптерикса таки от динозавров.