Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Человек должен сам бороться за свои права. Особенно в России, где это - бесполезно

Friday, 20 December, 10:12, aquareus.livejournal.com
Свободный выбор больницы и врача: благо или зло?

Марина Костюкевич

Вскоре пациент сможет выбрать, где и у кого он будет лечиться. Такая новация прописана в приказе Минздрава. Со следующего года, направляя пациента на госпитализацию, врач должен будет предложить ему варианты больниц, а человек - выбрать, где бы он хотел лечиться. Однако защитники прав пациентов считают, что реализовать это на практике будет сложно. Поликлиники и больницы вряд ли смогут взять к себе на обслуживание всех, кто пожелает, а пациент не сможет заранее определить: какой врач - профессионал, а какой - нет. Новые подходы в медобслуживании изучила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Пациенты все чаще высказывают недовольство тем, как их лечат. Только в этом году Федеральный фонд ОМС получил около 20 тысяч обоснованных жалоб на некачественное обслуживание. Непрофессиональные действия врачей, отвратительные условия в больницах, неверно выставленные диагнозы - лишь часть претензий к медикам, которые обсуждаются в семьях, коллективах и соцсетях. Минздрав признал: проблема есть, и узаконил выбор медучреждения и врача. Как рассказала замначальника управления организации обязательного медицинского страхования Фонда ОМС Марина Баклашова, со следующего года человек может прикрепиться к медорганизации не по месту регистрации и даже не по месту жительства, а там, где ему хотелось бы. И где, на его взгляд, ему могут оказать квалифицированную помощь.

"То же самое с госпитализацией: пациент не в экстренном случае может сам решать, куда он поедет, а куда - нет".

Однако на практике это трудно выполнимо, говорит Президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. Естественно, все хотят в поликлиники высокого уровня и к врачам с ученой степенью, только они всех принять не могут.

"Поликлиника выбирается - в законе так - с учетом территориально-участкового принципа здравоохранения. Ясно, что участковый врач из одного района в другой не поедет и, соответственно, пациента себе такого под патронаж не возьмет".

Кроме того, добавляет председатель общественного совета Общества защиты пациентов Андрей Хромов, непонятно, как пациент может выбрать то, в чем он сам - не большой специалист.

"Ни один пациент не обладает, как правило, медицинским образованием, он не может себе выбрать поликлинику для прохождения адекватного лечения. Не получится ли после принятия данного закона такая ситуация, что вина за выбор поликлиники, где ему нужно будет лечиться, будет переходить на пациента?"

Обязать врачей принимать всех, кто хочет прийти именно к ним, тоже невозможно. Ведь у них есть определенные часы приема. И врач на законном основании также может отказать в лечении, если случай - не острый, напоминает Александр Саверский.

"У врача есть теперь право отказаться от пациента, если пациенту ничего не угрожает. Не хочу его лечить - и к главврачу обращается. Плюс полис ОМС. Если у вас полис из другого места, из другого региона, это будет служить препятствием в оказании вам этой медпомощи".

В Фонде ОМС признают, что поликлиники, действительно, всячески открещиваются от не своих пациентов. Особенно высокопрофильные учреждения или бывшие ведомственные, привыкшие работать, что называется, с вип-пациентами.

Но, как указывают в Фонде страхования, человек должен сам бороться за свои права. Пациент, которому отказали в прикреплении, должен написать заявление на имя главврача и после официального отказа обратиться за помощью к страховщикам. И если отказ окажется обоснованным, искать другую поликлинику. По мнению Андрея Хромова, такой подход создаст лишь дополнительные проблемы.

"Пациент может позвонить в страховую компанию, жаловаться на то, что ему не предоставляют право выбора поликлиники, но фактически, это будет на деле означать полный коллапс при оказании медицинской помощи".

Безусловно, говорят эксперты, человек вправе выбрать, где его будут лечить и кто будет отвечать за его здоровье. Однако пока наша система здравоохранения может предоставлять такой выбор далеко не всегда. И не всем. Например, в небольших поселках, где, зачастую, всего одна поликлиника и больница, выбирать попросту не из чего.

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/117698



Диагноз врачу поставит больной

У пациента должна появиться реальная возможность выбора медицинского учреждения

Марина Грицюк, 16.12.2013

Со следующего года, направляя пациента на госпитализацию, врач должен будет предложить ему варианты больниц, а человек выбрать, где бы он хотел лечиться. Об этом рассказала замначальника управления организации обязательного медицинского страхования (ОМС) Федерального фонда ОМС Марина Баклашова на совещании в Нижнем Новгороде. Такая новация прописана в приказе минздрава.
О том, что у пациента должна появиться реальная возможность выбора медицинского учреждения, о защите его прав страховыми компаниями и фондом ОМС в здравоохранении говорил в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Де-факто по действующему законодательству у россиян и сейчас есть право выбирать медучреждение, страховые компании обязаны быть адвокатами граждан в этих вопросах. Но на практике дела пока обстоят не идеально.

Как пояснила "РГ" Марина Баклашова, иногда, например, возникают проблемы с прикреплением к некоторым медучреждениям. Чаще всего это касается "статусных" поликлиник, имеющих достаточно высокий уровень, привыкших работать с "особыми" пациентами. Сейчас времена изменились. Но они по-прежнему зачастую стараются оставлять для себя какой-то "задел" из випов, а обычным людям в прикреплении отказывают.


19,7 тысячи обоснованных жалоб на некачественную медпомощь поступили в этом году в Федеральный фонд ОМС


"На самом деле медорганизация может отказать только в том случае, если к ней уже прикреплено столько людей, сколько положено по нормативу и нет "резервов". Отсутствие регистрации по месту пребывания или то, что человек проживает на участке, относящемся к другой поликлинике, не повод для отказа. Человек может прикрепиться к медорганизации не по месту регистрации, в том числе в другом городе или регионе, и необязательно по месту жительства", - говорит Марина Баклашова. И добавляет: сегодня главное - активность человека, желание бороться за свои права. Если вам отказывают в прикреплении к поликлинике, стоит позвонить в страховую компанию, выдавшую вам полис, и рассказать об этом, продолжает она. У страховой компании есть информация о количестве людей, прикрепленных к конкретным медорганизациям, и если поликлиника, в которой вы хотели бы обслуживаться, "переполнена" и отказ обоснован - тут уж ничего не поделаешь, надо выбирать другую. Но если человеку отказали неправомерно, страховая компания решит эту проблему. Правда, надо учесть: недостаточно просто позвонить в поликлинику и получить устный отказ. Надо написать заявление на имя главврача. И если вы на него получили отказ, то это будет основанием для обращения в страховую компанию.

Также у человека есть и право выбора врача. Но с поправкой. К примеру, многие хотели бы лечиться у профессора. Но это просто физически невозможно, профессор всех принять не может. Как правило, такие люди перегружены. В этом случае врач имеет право отказаться от пациента.

Что касается выбора больницы, который будет возможен со следующего года, этот вопрос должен решаться по следующей схеме. Врач при необходимости госпитализации обязан предложить пациенту варианты больниц, куда может быть направлен больной, и дать ему информацию о наличии там свободных мест. Если человек хочет быть госпитализирован в конкретный стационар, но там все занято, ему должны сказать, когда появится свободное место. И если он согласен ждать, то дает письменное подтверждение.

Обсуждаются и новые идеи, которые помогут повысить качество медобслуживания и запустить финансовые стимулы к здоровому образу жизни. Об этом тоже шла речь в Послании. В частности, речь идет о том, чтобы штрафы, которые платят медорганизации за некачественное оказание медпомощи, шли на развитие медучреждений - на приобретение оборудования, повышение квалификации врачей, рассказала Марина Баклашова. Сейчас эти средства возвращаются в страховую компанию, а дальше тратятся на оплату медпомощи в других организациях.

При этом, конечно, страховые компании и фонды ОМС должны оперативно реагировать на обращения граждан и профилактировать их. Например, в Нижнем Новгороде есть "мобильные бригады" работников территориального фонда ОМС. Они поочередно дежурят в медучреждениях, поликлиниках - ставят стол в холле и принимают жалобы от пациентов, ведут разъяснительную работу.

Важный момент повышения качества медобслуживания - это то, что в системе ОМС стали работать частные медорганизации, дорожащие своей репутацией и стремящиеся оказывать "бесплатные" медуслуги на уровне. Кстати, сейчас в частной клинике в рамках ОМС можно сделать даже экстракорпоральное оплодотворение. Такая практика, к примеру, есть в Нижнем Новгороде.

По экономическому стимулированию здорового образа жизни есть предложение давать скидку предприятиям, покупающим своим сотрудникам полисы добровольного медстрахования, если их работники ведут здоровый образ жизни и редко обращаются к врачам. Не исключено, что аналогичная дифференциация страхового тарифа будет предложена и для обязательного медстрахования.

http://www.rg.ru/2013/12/16/diagnoz.html

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)