Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Руководители здравоохранения регионов разговаривают в СМИ сами с собой. А что им еще делать?

Wednesday, 05 June, 18:06, aquareus.livejournal.com
День сурка или реформа здравоохранения - мнение эксперта. Комментарий к материалу Здравоохранение ДВФО: как регионы справляются с кадровым дефицитом - http://vladmedicina.ru/articles/vladivostok/2013-06-04-zdravoohranenie-dvfo-kak.htm

Рассуждаю строго в рамках компетенции: как организатор здравоохранения и как юрист

Изложу тезисно:

1. Кадровый голод – одно из системных последствий отсутствия реалистичной социальной политики государства в сфере охраны здоровья. Нехватку врачей спровоцировало не только снижение зарплат вместо обещанного их повышения. Это и выпуск молодых врачей, только треть которых идет в медицинскую практику (про уровень подготовки говорить просто не стоит). Это и искусственные, нежизнеспособные нормативные ограничения для врачей, и фактическая невозможность профессионального самосовершенствования – даже раз в пять лет, и туманная перспектива в условиях заведомо нищенского существования. И прочее, прочее, прочее.

Власть ставит общество в известность о своих намерениях явочным порядком – через непродуманные и безграмотные законы, которые ведут к неизбежному параличу отрасли в виде вот таких последствий. И другого – не будет.
Не будет потому, что если сохраняются причины, обязательно воспроизводятся следствия. И в этом легко убедиться по статистике ловли неистовых коррупционеров во врачебных кабинетах доблестными нашими правоохранителями. И таких показателей негодности системы – несть числа.

2. Реальная реформа отрасли неизбежна.

Проблема реформы – не надуманность, не фантазии министров и прочих функционеров, а реалии, вступать в противоречие с которыми бесполезно. А реалии – это интересы людей, врачей и пациентов, общества. Если система понуждает, она долго не продержится.
Наше здравоохранение – социалистический анклав в капиталистическом окружении. Модель Семашко была лучшей – для советского устройства государства. Сейчас врачи ходят на работу, а пациенты ходят лечиться в социализм, а возвращаются обратно домой в капитализм. В здравоохранении тех и других «строят» по ранжиру, а не следуют их интересам. В здравоохранении только один интерес – вертикально-субординационный. И проводником этой административной субординации выступают учреждения здравоохранения – экзотический анахронизм доброго и славного советского наследия.

Лейтмотивом интенций власти последних лет является придание врачу положения ответственного за свои дела в отрыве от учреждения здравоохранения, работником которого он является. Конечно, это – пустое. Но тенденция очевидная – дорого казне стала обходиться незаинтересованность врача в результатах врачевания. Однако, это демонстрирует и обратное – учреждения здравоохранения непригодны для существования в условиях нового времени, коль скоро не способны ограждать казну от убытков.

Именно поэтому основной камень преткновения реформы – учреждения здравоохранения. Министром здравоохранения РФ М.Ю.Зурабовым еще в 2004 г. была продекларирована цель государства: некоммерческая трансформация учреждений здравоохранения без приватизации государственного имущества, на котором они основаны. Но воз и ныне там. Бюджетная реформа, подзаконная «оптимизация», огосударствление муниципальных учреждений здравоохранения – паллиатив от кризиса компетенций последующих отраслевых министров.

Альтернатива есть – социально-ориентированная рыночная реформа (модернизация) здравоохранения (не вдаваясь в подробности – dr-avt.org, все материалы доступны для скачивания). Но власть хочет ее не видеть – в результате такой реформы ей остается лишь управление не людьми, а финансами, и слишком будет наглядно неумение это делать.

3. Реформа здравоохранения в отдельно взятом регионе невозможна. Несмотря на то, что здравоохранение в существующем виде представляет собой симбиоз финансовых институтов (ОМС) и кормящегося от них практического звена, независимо от деления карманов на федеральный и региональные система централизована. Нынешней г-же Министру и этого мало: она требует еще большей централизации, по существу – федерализации управления отраслью. Проблема в том, что нет понимания, что федерализовать: из центра держать под объективом все и вся? Это наивно.

Попытки в регионах как-то достигнуть результата различными путями в условиях действия единой причины, обусловливающей единообразные следствия, обречены. Любые значимые отклонения пресекаются и из центра по ведомственной линии, и на местах правоохранителями.
Почему? А специальное законодательство одинаково непригодно – что для центра, что для регионов. Но требования ровно этого непригодного законодательства приходится выполнять.

Отсюда только реальная и радикальная реформа здравоохранения по всей стране способна дать хоть какой-то результат, отличный от нынешнего затянувшегося Дня Сурка.

А пока этого нет, руководители здравоохранения регионов и разговаривают в СМИ, по существу, сами с собой. А что им еще делать?

Алексей Тихомиров, д.м.н., к.ю.н.

http://vladmedicina.ru/articles/vladivostok/2013-06-06-den-surka-ili-reforma.htm

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)