Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Что прогнило в датском социальном королевстве?

Tuesday, 16 April, 20:04, wolf-kitses.livejournal.com
В продолжение темы epic fail’а социал-демократии
============================================

Георгий Комаров

Локаут в Дании. Еще недавно подобное словосочетание мало кому могло придти в голову. В благополучной скандинавской стране, лидирующей в различных международных рейтингах, в образцовом «государства благоденствия», и вдруг - острый социальный конфликт, да еще и в бюджетной сфере. Однако стереотипный идиллический образ королевства все меньше соотносится с реальностью.

1 апреля стало для Дании не столько «днем смеха», сколько «черным понедельником». Как ехидно выразился портал Education International, с этого дня «вся страна стала эффективной». Ассоциация муниципальных властей (Kommunale Landsforening, KL), являющаяся официальным работодателем школьных учителей, выступило главным проводником правительственной реформы бюджетной сферы.

Эта реформа предполагает увеличение нагрузки на учителей (больше часов за те же деньги) и усиление контроля за их деятельностью. Когда профсоюз учителей (Danmarks Laererforening, DFL) не согласился с такими реформами и призвал KL к переговорам, последний (при поддержке центрального правительства) объявил бессрочный локаут (временная остановка работы предприятия работодателем с целью оказания давления на работников - Ред.) большей части учительского состава.

Вот уже более двух недель около 52 тысяч учителей остаются без работы, а почти 900 тысяч учеников — без образования. Для пятимиллионной страны это равносильно полному коллапсу. Ситуация выглядит тем более критической, что со 2 мая в датских школах начинаются экзамены для выпускных классов и нет никаких гарантий, что к тому времени локаут будет прекращен.

Учителя, конечно, не сдаются. 9 апреля в знак протеста тысячи человек выстроились в живую цепь, растянувшуюся на 35 километров от Копенгагена до Роскилле. Был проведен ряд демонстраций, прежде всего в Копенгагене. Однако, несмотря на все акции и на все призывы профсоюза, и боссы KL, и правительство не настроены уступать.

То, что правительства разных стран стремятся «оптимизировать» бюджетную сферу понятно и не ново. Мы видим стандартную неолиберальную практику, в разное время применявшуюся в Британии, США, России. Однако правительство Дании «левое», сформированное большой коалицией из социал-демократов и ряда других леволиберальных и «левых» партий.

Более того, по иронии судьбы правящая коалиция вырвала победу на выборах во многом благодаря «социальной» риторике, сыграв на контрасте с правыми либералами и национал-демократами. Можно было бы предположить, что вся ответственность за неолиберальный курс лежит только на лидерах доминирующей в правящей коалиции Социал-демократической Партии, решивших сыграть в «новых лейбористов» по-датски. Но на деле отмалчиваются, будто никакого локаута и нет, почти все участники коалиции.

Единственные, кто сделал довольно сдержанное заявление в поддержку учительских протестов — «красно-зеленая коалиция» (Enhedslisten de rød-grønne). «Красно-зеленые» — безусловно самая радикальная партия фолькетинга, возникшая как конгломерат ряда марксистских течений. Так что с их стороны странно было бы не выступить в поддержку угнетаемых наемных работников. Но, увы, несмотря на то, что они представлены во всех регионах страны и располагают десятитысячным активом, их флаги над митингами и демонстрациями пока что не реют, и даже словесная поддержка протестов выглядит чрезмерно осторожной.

Пожалуй, удивительнее всего выглядит поведение учительского профсоюза. DLF, регулярно обращается и к местным, и к центральным властям с призывом к цивилизованным переговорам и уважению «датской модели» классового мира, но этим его активность и ограничивается. Живая цепь была организована без официального участия профсоюза, последующие митинги и демонстрации учителей так же были инициированы «снизу». Стоит ли говорить, что поддержка со стороны других профсоюзов страны тоже оставляет желать лучшего: если другие «бюджетники» еще выразили солидарность с протестом, то профсоюзы частного сектора вовсе остались в стороне. Рядовые граждане выглядят деморализованными. Среди датчан, в том числе среди традиционного электората социал-демократов, стремительно растет разочарование в политиках (по выражению датской знакомой автора, «чувство политической бездомности»).

Стоит заметить, что ослабление позиций леволиберальных и «левых» партий — довольно устойчивый тренд в странах Северной Европы. Так, в Швеции они не выигрывают выборы уже семь лет, в Дании — с 2001 по 2011 гг., в Нидерландах — и вовсе с середины 90-х (в последнем случае еще и падает явка). Не отстают и темпы снижения доверия к традиционным профсоюзам: так, в 2010 — 2012 гг. только в Швеции 245 тыс. членов покинули официальную конфедерацию профсоюзов. Тем не менее, датский прецедент даже на общем фоне «правения» парламентов и беспомощности профсоюзов выглядит вопиющим, и какими социальными потрясениями он может отозваться в ближайшем будущем — неясно.

Одно можно сказать с уверенностью: и кризис доверия к традиционным политическим и профсоюзным силам, и масштабное наступление на социальные гарантии (введения элементов платного образования, частичная приватизация государственных и муниципальных активов, сокращения пособий по безработице и т.д.), и все нарастающие экономические проблемы - приметы «конца прекрасной эпохи». Еще один симптом системного кризиса «welfare state», начавшегося с неолиберального реванша в 1980-х и вступившего ныне в фазу настоящей агонии. Симптом, показывающий, что паллиативная терапия не спасает от последствий непрерывно прогрессирующего заболевания.

Только за последние 30 лет на путь демонтажа социального государства встали Британия, чудом пережившая шоковую терапию покойной Тэтчер, затем Германия, Франция, страны юга Европы, и вот, наконец, такие бастионы «третьего пути», как Нидерланды, Швеция и Дания.

Да и довоенная Европа знала массу примеров не просто правой реакции, но и фактического предательства социал-демократов и беспомощности профсоюзов. Можно сколько угодно рассуждать о том, что классовые противоречия в развитых странах давно преодолены и европейская модель идеальна, однако для непредвзятого наблюдателя становится все яснее, что «социальное государство» — лишь минутная роскошь, позволенная себе правящим классом в период беспрецедентного экономического роста. Передышка перед возвращением на путь роста неравенства и безжалостной эксплуатации.

Как в Европе, так и в России, идущей уверенным шагом по той же неолиберальной стезе, любые «умеренные и аккуратные» реформистские проекты не приведут к уверенному росту благосостояния и социальных гарантий для рядовых граждан, ни в долгосрочной перспективе, ни даже, видимо, в краткосрочной.

И это значит, что единственное, что остается простым трудящимся — не полагаться слепо на добрую волю презентабельных публичных политиков, пусть даже и «левых», а самим выстраивать снизу настоящие боевые профсоюзы и настоящую партию рабочего класса.

http://anticapitalist.ru/analiz/chto_prognilo_v_datskom_soczialnom_korolevstve.html#.UW1s57WBrBg
P.S. Так что, the bitch is dead, а дело её живёт, и не только в Англии. Лучше бы было наоборот; для чего нужен разворот от «новых» и «неавторитарных левых» к нормальным классовым партиям, вроде ККЕ. Можно надеяться, классовый враг для этого тоже приложит усилия.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)