Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Что знает министр здравоохранения о здравоохранении?

Thursday, 16 August, 12:08, aquareus.livejournal.com
from 2010mike

Что знает министр здравоохранения о России Часть 2. Гостиничные услуги стационара - http://www.odnako.org/blogs/show_19709/

17 июля 2012 Наталия Теряева

Вероника Скворцова в интервью радиостанции «Эхо Москвы» от 7 июля 2012 года несколько осторожнее высказывалась о сокращении числа коек и сроков пребывания пациентов в стационаре, чем она об этом говорила в 2008 году корреспонденту «Российской газеты», когда стала заместителем министра здравоохранения и социального развития.

Четыре года назад она заявила следующее: «Стационары наряду с лечебной работой выполняют гостиничные функции.... Скажем, пациенту назначены инъекции, капельница, массаж... Эти процедуры занимают три-пять часов в день. Круглосуточного наблюдения за данным пациентом не требуется. То есть, остальное время больничная койка равнозначна гостиничной. К тому же пациента кормят три, а то и четыре раза в день».

Такое положение дел тогдашняя зам. министра объяснила пережитками прошлого: «Начиная с середины XX века наша служба построена по двухуровневому принципу: первичная помощь населению и стационарная. Двухуровневая система организации медицинской помощи была оправдана и необходима на определенном этапе развития нашего общества, когда основными функциями первичного звена были внедрение санитарно-гигиенических норм, профилактика массовых заболеваний, в том числе и инфекционных, лечение всех случаев, не требующих госпитализации. Стационар же, наряду с лечебными функциями, выполнял оздоровительные, общеукрепляющие и профилактические».

Эта оценка организации нашей системы здравоохранения трезва и правильна. Если человек живет в тесной, многолюдной квартире, то даже при идеальных отношениях с домочадцами, ему нелегко дома выздороветь от тяжелой болезни. И многие обычные пенсионеры действительно стремятся раз в год «полежать в больнице», чтобы отдохнуть от домашней среды (необычные – это те, кто может позволить себе Карловы Вары или, на худой конец, люксы с евроремонтом в Кавминводах). Для них простые больничные условия с трехразовым питанием – своего рода санаторий. Говорят, что они так привыкли. Соглашусь с поправкой: привыкли за последние двадцать лет, потому что бедность не дает им выбраться на курорты.

А вот что пишут о теперешнем положении в стационаре практикующие в глубинке врачи:

« Изменилась сама структура госпитализации. В основном направляем декомпенсированную сердечную недостаточность – это когда она просто на голову сваливается. Вот вызвали – а там асцит уже. В селе очень мало чистых инфарктов. Хроническая сердечная недостаточность – в основном исход гипертонической болезни (20 лет назад этого тоже почти не встречалось). Мерцательная аритмия – рядовая патология, а как мы с ней в интернатуре мучились. Но резко выросло количество инсультов – практически каждый третий – "ожидаемая смерть"…
В старые добрые времена мы выдергивали больного из среды, болезнь породившей, помещали его на 20-30 дней в условия псевдодетства, и он нам на второй неделе убирал болевой синдром при язве, а на третьей ее рубцевал. Стопы режем регулярно – 1 в 2 года, облитерирующий нас не минует, но сосудистые хирурги уже дают хороший результат, в общем "медицинские технологии" идут вперед, хотя за валом болезней не успевают. Раньше к "сосудистому" – живая очередь, теперь – строго по талонам, и те 1 раз в неделю. Диабет. Еще 2 года назад не было проблем положить больного в эндокринологию, теперь – запись на полгода вперед, и госпитализируют только экстренных и молодых».

Вероника Скворцова, ссылаясь на международный опыт, в 2008 году утверждала: куда эффективнее работают многоуровневые системы медицинской помощи – «четкая система профилактики, постоянное наблюдение за здоровьем здоровых, чтобы они не попадали сразу в разряд больных, чтобы амбулаторно отслеживались группы риска… и чтобы обязательно было звено, которого сейчас фактически нет: послегоспитальное долечивание, реабилитация». Опять соглашусь и опять с поправкой: многоуровневые системы медицинской помощи работают эффективнее, но в богатых странах, которые много тратят на государственную медицину. Если Россия готова тратить на своих граждан столько же, сколько Германия или Франция, тогда можно калькировать их опыт в нашей стране. А если – нет, то нужно не копировать, а осторожно использовать лишь то, что принесет очевидную, а не вероятную пользу в наших условиях.

И вот, четыре года спустя после слов о стационарах-гостиницах, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Вероника Скворцова сказала: «Что касается койко-мест, у нас 85 коек за 10 тысяч населения. В мире – варьируют от 60 до 100. Мы примерно соответствуем средним европейским, немецким показателям. Но при этом в разных регионах нашей страны количество коек существенно колеблется. Самое низкое – в Северо-Кавказском федеральном округе, скажем, в Ингушетии это всего 48 коек на 10 тысяч населения, а на Чукотке – 140. И это понятно, потому что зависит все от транспортной доступности медицинской помощи, от климатических условий, от плотности населения. Скажем, на Камчатке мы вынуждены сохранять большое количество мелких стационарных учреждений, для того чтобы не лишить население возможности получать стационарную помощь».

Похоже, чиновники начинают разбираться в сложном географическом и демографическом устройстве России.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)