Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Генетическое оружие. Спасения нет?

Wednesday, 18 October, 15:10, scinquisitor.livejournal.com
В сегодняшнем посте речь пойдёт о генетическом оружии. Можно ли создать вирус, которые будет убивать исключительно русских, немцев, блондинок или рыжих? Или это что-то из области фантастики?

Кроме того, из текста ниже вы узнаете:

1) Почему бананы боятся генетического оружия;

2) Что можно узнать о политиках по их ДНК;

3) Почему все так переживают за свои биоматериалы.

Этот пост — пересказ моего нового ролика. Я помню, что не все любят смотреть видео, поэтому продолжаю выкладывать текстовые версии.



«Учёные создали вирус, который всех нас убьёт!»

Что такое генетическое оружие? Это такое оружие, которое может быть направлено против определённой группы людей, объединённых по какому-то признаку. Например, против блондинок. Или против мужчин. Или против норвежцев. Или против Барака Обамы.

Про генетическое оружие сейчас всё чаще говорят в новостях. И даже некоторые учёные заявляют о возможности создания генетического оружия. Например, в 2015 году директор Курчатовского института Михаил Ковальчук выступил перед Советом Федерации и рассказал, что уже сейчас возможно создание оружия массового поражения, которое будет способно убивать людей определённого этноса. Правда, Ковальчук также рассказал о создании касты служебных людей, которых будут кормить ГМ-кормом и которыми будет очень легко управлять. (Неудивительно, что благодаря таким экспертам как Ковальчук в России принимались достаточно спорные решения. Например, в 2007 году было запрещено вывозить за границу биологические материалы россиян — как будто эти биоматериалы за рубежом можно как-то коварно использовать, а россияне сами их не вывозят, путешествуя за границу.)

В 2017 году разразился скандал. Тогда выяснилось, что какие-то силовые ведомства США якобы пытаются добыть биоматериалы русских для проведения исследований. Пошли теории заговора о том, что якобы эти исследования нужны для создания генетического оружия. Если верить российским СМИ, генетическое оружие, которое способно выбирать, кого убить, а кого пощадить, уже разрабатывается. И, возможно, скоро его применят — так что всем нам стоит бояться.

Да, биотехнологии быстро развиваются, а возможности генных инженеров впечатляют. Ещё недавно все обсуждали, что коронавирус SARS-CoV-2, возможно, был создан в лаборатории. Если что, я такого мнения аргументированно не разделяю. Но при этом я в курсе, что учёные могут создавать в лабораториях достаточно сложные гибридные вирусы. Например, недавно специалисты разработали гибридный вариант ковида — он убивает 80% гуманизированных, то есть очеловеченных мышей (этим грызунам вставили ген, кодирующий рецептор, через который коронавирус проникает в клетки человека). Конечно, журналисты тут же запаниковали: «Учёные создали вирус, который всех нас убьёт!» Но учёные создали этот вирус не для того, чтобы всех убить. А для того, чтобы проводить научные исследования и понять, как омикрон обходит иммунный ответ.

Про «Войну и мир» и чтение русского генома

В общем, учёные создают впечатляющие гибридные вирусы. А ещё сейчас активно развиваются генные технологии. Например, исследователи изобрели СRISPR/Cas9 — молекулярные ножницы, которые умеют находить очень точное место в ДНК, чтобы вносить туда изменения. Грубо говоря, геном человека — это огромный текст, намного длиннее, чем «Война и мир» Льва Толстого, в нашем геноме 3 млрд букв.

А молекулярные ножницы, говоря совсем простым языком, способны находить в этом тексте определённое предложение, вырезать его или добавить что-то рядом.

Учёные умеют не только редактировать уже существующую ДНК. Они умеют синтезировать ДНК и даже целые бактериальные хромосомы в пробирке при помощи специальных «ДНК-синтезаторов». Такие искусственные геномы могут содержать самые разные гены, например, которые отвечают за синтез каких-нибудь витаминов, лекарств или даже ядов. Можно создать генетическое лекарство, которое вводится одному пациенту, излечивает его... а если пациент обнимет других пациентов, те тоже поправятся (ну ладно, обнимашки в таком случае не прокатят — понадобится что-то более контактное).

А ещё учёные придумали штуку со страшным названием «мутагенная цепная реакция» (МЦД). Идея такая: половину своих хромосом вы получили от мамы, а половину — от папы. Предположим, на одной из ваших хромосом произошла уникальная мутация. Вопрос: какая часть ваших потомков эту мутацию получит? Половина. Потому что только половине ваших потомков вы передадите ту хромосому, которую получили от мамы. А другой половине — ту, что получили от папы. Так происходит нормальное наследование по законам классической генетики, которые еще Грегор Мендель открыл. А вот МЦД позволяет сделать так, чтобы вашу мутацию получили все ваши потомки, а также потомки потомков и так далее. Правда, люди размножаются медленно, поэтому МЦД для нас не очень актуальна. А вот быстроразмножающимся популяциям учёные могут изменить генетический состав в довольно сжатые сроки.

Согласитесь, что все технологии, которые я перечислил, просто поражают воображение. А ещё все эти технологии становятся всё более доступными. Некоторые приборы, способные прочитать геном человека, по размеру напоминают обычную флешку. Например, если вы захотите прочитать геном русского — просто идите с приборчиком в полюшко, найдите там русского и прочитайте его геном. Вам понадобится немного свободного времени и несколько тысяч долларов.


Зачем клонировать Обаму?

Технологии стали доступнее. Сейчас можно построить лабораторию по анализу ДНК буквально в гараже. И это будет не обман или шарлатанство в духе Элизабет Холмс (основательницы компании Теранос, которая обещала огромную панель анализов по маленькой капле крови, но вводила инвесторов в заблуждение). Это реально работающие методы, которыми пользуются специалисты по всему миру. Да, сейчас создать биологическое оружие стало очень легко. Вот как это можно сделать:

1. Нужно открыть медицинскую базу данных, найти генетическую последовательность любого вируса — от ВИЧ и чумы до Эболы;

2. Выбрать интересующий вас вирус, скачать его генетические данные на компьютер;

3. С помощью специального прибора этот вирус синтезировать.

Это не шутка: можно просто скачать вирус из интернета! Я сейчас, конечно же, немного упрощаю и утрирую... Но всё именно так: можно скачать и синтезировать любой вирус, известный человечеству. Слава Дарвину, все террористы — люди не очень умные, поэтому все эти технологии проходят мимо них. Базами данных террористы не пользуются, научные статьи не читают, в генетике не разбираются.

А теперь детали. Благодаря этим деталям станет ясно, что всё вышеизложенное хоть и справедливо, но... до создания реального генетического оружия нам ещё очень и очень далеко.

Можно ли сделать генетическое оружие, которое било бы по конкретному человеку, например, по Обаме? И почему я опять говорю об Обаме? Потому что однажды в уважаемом издании The Atlantic вышла статья, в которой описывалось возможное применение оружия против американского политика. Идея статьи примерно такая: однажды проходит конкурс по созданию вируса, который должен быть нацелен на определённую генетическую последовательность. После этого одна компания решает взять последовательность вируса-победителя, синтезировать его в пробирке и доставить в конверте одной студентке. Студентка подцепляет вирус, у неё начинается лёгкая простуда. Девушка ходит по кампусу, заражает других людей, те тоже начинают немного чихать. А затем в кампус приезжает Обама. При попадании вируса в организм у политика активируется уникальный кусочек кода — в итоге демократ заболевает нейродегенеративным заболеванием и умирает. И вот эта статья вышла как раз когда Обама был президентом.

Внимание, вопрос: как создать генетическое оружие, которое било бы по какому-то конкретному человеку? И снова по пунктам:

1. Сначала добываем генетический материал будущей жертвы — условно пусть жертвой будет Обама;

2. Затем синтезируем новый вирус, который, предположительно, будет заражать именно Обаму;

3. Теперь надо провести исследование, чтобы понять, всё ли работает именно так, как задумано (гарантии такой дать наука сегодня не может). Действительно ли вирус поразит именно Обаму, а не Трампа, например? Поэтому желательно клонировать Обаму, причём нам нужна примерно сотня его клонов. Затем взять сотню Необам и убедиться, что вирус действует именно на Обаму.

Также стоит понимать, что вирус не будет послушно выполнять ваши хотелки. Вы можете выпустить вирус в мир, но не факт, что ваше детище убьёт Обаму. Скорее всего, вирусу будет выгодно избавиться от вашей ориентировки на бедного политика, чтобы эффективнее размножаться. И в итоге Обама заразится обычной простудой, покашляет пару дней, но не умрёт. Не проще ли отправить демократу письмо со спорами старой доброй сибирской язвы? (Если что, я ни к чему не призываю.)

Вирус — существо свободное

С Обамой не получилось. Теперь давайте подумаем, можно ли создать оружие, которое бы действовало на очень конкретную генетическую мишень. Например, суперрадикальные феминистки решили устранить всех мужчин. У всех мужчин есть Y-хромосома, значит, можно сделать так, чтобы вирус поражал именно её обладателей. Ещё можно попробовать с той же логикой избавиться ото всех голубоглазых жителей планеты, ну или от рыжеволосых.

Эта задача попроще — у нас теперь есть генетический маркёр, который отличает всех потенциальных жертв. Вирус-сексист может записать себе в тетрадку: «Так, мужиков убиваем, женщин не трогаем». Но всё равно нам нужно провести исследование — взять сто мужчин и сто женщин, заразить их этим вирусом... И проверить нашу гипотезу. Иначе нельзя исключить, что вирус, призванный очистить Землю от мужчин, случайно не поубивает и женщин.

При этом нельзя забывать, что вирус эволюционирует. Он будет меняться. Предположим, вирус, который призван убивать мужчин, мутирует... И в итоге начинает заражать и женщин. У вируса-мутанта — эволюционное преимущество. Он может заразить новую экологическую нишу! И в итоге оба варианта вируса — изначальный и новый — будут распространяться по планете, причём новый будет явно доминировать. В общем, как и в случае с Обамой, ваш исходный вирус не будет вести себя так, как вы того хотите. Может, ему вообще будет выгодно заражать всех лёгкой простудой и никого не убивать. Ваши цели вирусов вообще не волнуют. Вирус — не солдат, а существо свободное. Если уж использовать биологическое оружие, то такое, которое не очень хорошо передаётся от человека к человеку и действует ровно там, где его применили.

А вот как вы думаете, можно ли создать генетическое оружие, которое будет бить по людям определённой национальности или этнического происхождения? На самом деле тут сразу же возникает проблема с выбором мишени. Вот Мединский думает, что у русских есть лишняя хромосома. Да, 47-я хромосома была бы идеальной мишенью, по которой можно было бы бить... Но в реальной жизни ни ваше гражданство, ни территория вашего обитания, ни ваш родной язык, ни ваше вероисповедание, ни ваша культура в вашем геноме не записаны.

Сейчас есть огромное количество компаний, которые могут определить ваше происхождение. Можно сдать тест, который скажет, что вы, например, на 70% выходец из Восточной Европы, на 5% неандерталец, а на 25% какой-нибудь эскимос. Но все эти тесты учитывают не какой-то один генетический маркёр, а огромное количество признаков. А ещё такие определения происхождения не очень точные. Если вы сдадите анализы в разных компаниях с разными базами данных, то получите не совсем одинаковые результаты.


А теперь представьте себя на месте вируса, которому нужно убить всех русских или немцев. Встречает вирус человека, у которого на 40% корни восточнославянские, а на 50% — южноафриканские. Такой человек русский или нет, убивать его или оставить в живых? А ещё вирусу нужно самостоятельно определить происхождение будущих жертв... Как это сделать маленькому вирусу?

Вообще генетики работают с популяциями — группами людей, которые скрещиваются больше между собой, чем с другими мужчинами и женщинами. У популяций могут быть общие генетические черты, но популяция — это не то же самое, что и этнос, страна или город. А ещё сейчас, в XXI веке, люди стали больше путешествовать. Россияне ездят в Штаты и в Европу, там находят любовь всей своей жизни, рожают детей... Генетический обмен становится всё более глобальным — и поэтому создать генетическое оружие становится всё сложнее и сложнее.

Кто с генетическим оружием придёт, тот от него и погибнет

А сейчас поиграю немного в адвоката Дьявола. Вот в некоторых популяциях есть мутации, которые делают людей устойчивыми к ВИЧ. В одних странах людей с такими мутациями нет вообще, в других их 3-4%. Можно, конечно, создать оружие, которое будет убивать всех, у кого такой мутации нет. То есть в одних странах такое оружие убьёт 100% населения, в других — 96%. Легче уж устроить ядерный апокалипсис, если честно. Зачем возиться с генетическим оружием, которое к тому же будет мутировать и изменяться? Из одного вируса может получиться другой, менее летальный и эффективный. Или, наоборот, эволюционировавший вирус может запросто убить и вас.

Есть ещё один интересный генетический признак — неусваиваемость лактозы. В Восточной Азии живёт много людей, которые вообще не могут пить молоко, а на каком-нибудь Кипре молока сторонятся только 16% населения. Вы уже наверняка догадались, к чему я веду: можно создать вирус, который был бы нацелен на этот генетический признак. Да, придётся пожертвовать 16% жителей своей страны, зато вы устроите для всего мира страшный апокалипсис. Но что произойдёт дальше? Вирус, если он и правда такой эффективный, всё равно с высокой вероятностью мутирует, а затем придёт и к вам.

Недавно мне пришла в голову такая безумная идея: представьте, что мы создадим вирус, который вызывает не смерть, а несварение желудка. Но к этому вирусу будет антидот вроде той же лактозы — и тогда солдаты одной армии смогут лактозу принять и пойти в атаку, а солдаты другой армии из-за нетолерантности к лактозе будут страдать от болей в животе. Кстати, в таком случае одной армии поможет гомеопатия, в которой, как вы помните, содержится лактоза.


Раз уж мы заговорили о гомеопатии, давайте вспомним и антивакцинаторов. Можно сделать так: заразить всех вирусом, а потом всех своих вакцинировать, а не своих — нет. Но! Тут в дело вступают антипрививочники, которые до сих пор есть в каждой стране. И, может, выгодно поддерживать антивакцинаторов недружественной страны, которые бы мешали всем привиться и спастись от опасного вируса. Правда, как мы знаем на примере омикрона, вирусы могут уходить от иммунной защиты.

В общем, подведу итоги: генетическое оружие — штука сомнительная. Всегда есть шанс, что оно ударит по вам, ну или просто не сработает. А ещё, даже если вы выпустите ваш вирус в другие страны, чтобы все там заражались и умирали, а свою закроете, кто-то из ваших врагов переболеет, но выживет и останется носителем вируса. А потом вы откроете границы — и новый изменённый вирус придёт уже в вашу страну. Как говорится, кто с генетическим оружием придёт, тот от него и погибнет.

Немного о бананах и президентах с наступающим Альцгеймером

Но можно ли хоть на кого-то эффективно и избирательно направить опасный патоген? В фильме «Интерстеллар» показан голод, вызванный очень низким генетическим разнообразием сельскохозяйственных культур, которые подкашиваются инфекциями. На самом деле похожая проблема существует и в реальности, и касается она бананов. Все бананы — на самом деле клоны. Люди выращивают бананы генетически идентичными, а потом бананы выкашивает грибок. В первой половине XX века, кстати, грибковая инфекция полностью выкосила сорт бананов Гро Мишель, а сейчас что-то похожее происходит с очень важным сортом бананов Кавендиш. Вся надежда на генных инженеров: возможно, они создадут ГМ-версии бананов, которые не будут бояться грибка.

Банановую историю я рассказал для того, чтобы показать: учёные вполне могут устроить геноцид бананов или других организмов, которым для размножения не нужен половой процесс. Которые слишком генетически однородны. Но люди — не бананы. У людей очень высокое генетическое разнообразие. И сложно представить, что какой-то вирус реально может стереть всех людей с лица Земли. Если вы смотрели фильм The last of us, то помните героиню, которая не боялась грибковой инфекции. И это нормально — всегда будут люди, устойчивые к тому или иному вирусу. Они выживут при любой эпидемии.

И ещё немного про генетическое оружие. Ходят слухи, что некоторые политики очень переживают за свои биоматериалы, никому их не показывают и носят с собой в чемоданчиках. Зачем? Чтобы против них не изобрели генетическое оружие? Не думаю. На мой взгляд, единственный потенциальный смысл получения биоматериалов какого-нибудь президента — возможность сказать по ДНК, предрасположен лидер страны к какому-нибудь серьёзному заболеванию или нет. Например, к болезни Хантингтона. Ну или раннему Альцгеймеру. Владея этой информацией, спецслужбы другой страны могут понять, что, например, этот конкретный президент досиживает последний срок, потому что дальше уже Альцгеймер начнётся. Правда, если лидеры стран так скрывают свои генетические данные, им нужно задуматься и о генетических данных родных — ведь по ДНК родственников тоже можно кое-что про вас рассказать.

Друзья, спасибо, что дочитали этот пост до конца! Надеюсь, вам было интересно. А в комментариях можете написать, какие мифы вам кажутся достойными разбора. Буду очень рад вашей обратной связи.

И напоследок. Я посвятил свое видео своему замечательному коллеге Олегу Балановскому, который как раз боролся с распространением мифов про генетическое оружие и активно читал лекции на эту тему. К сожалению, несколько лет назад Олег утонул, спасая своих детей (детей мой коллега спас). Вот его выступление на форуме «Ученые против мифов» — с похожим выводом, но несколько другой аргументацией.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)