Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Время для героя: какой мир увидел бы Че Гевара в 95 лет

Thursday, 29 June, 16:06, wolf-kitses.livejournal.com

Он родился в 1928 году в городе Росарио, Аргентина, в семье среднего достатка. Эрнесто Гевара де ла Серна с детства страдал астмой, однако это не помешало ему стать героем антиколониальных революций по всему Глобальному Югу. Через два года после его смерти, в 1969 году итальянский миллионер Фельтринелли, сочувствовавший левым, издал его сочинения в Европе. Тогда началось превращение Че Гевары в икону мировой поп-культуры. От Адидаса до безымянных производителей футболок из Бангладеш — фотография кубинско-аргентинского революционера, сделанная Альберто Корда в 1960 году на Кубе, стала самой тиражируемой фотографией в мире.

Telegram-канал «Пиночет печет печенье» рассказывает о том, как изменился мир со времен смерти Че Гевары, а что осталось неизменным и что удивило бы известного революционера.

Несбывшаяся революция

Если бы Че Гевара оказался в нашем мире, его удивлению не было бы предела. В Латинской Америке так и не произошла революция. В 1967 году, когда революционер отправлялся, как потом выяснится, в свой последний поход, он был уверен — в ближайшие годы на американском континенте одна за другой будут вспыхивать революции, и пусть их путь будет трудным и не простым, но гегемония США падет.

Из джунглей Амазонки революционный пожар перекинется в города — крупнейший империалист планеты окажется в кольце. По всему выходило, что США такой войны не выдержит. Однако обернулось все совсем по-другому. После расстрела Че в Боливии и первых успехов леворадикальных режимов в Латинской Америке наступила эпоха ультраправых переворотов, за которыми пришел неолиберализм.

Периодически захлестывающие политическую сцену Южной Америки «розовые приливы» — приход к рулю левых режимов разной степени радикальности, — так и не смогли освободить континент от военной и политической гегемонии США. Однако на этом первое сходство со временами Гевары заканчивается.

Место США в мировой экономике и в отношениях со странами Южной Америки занял Китай. Команданте бы с удивлением узнал, что Советского Союза не существует. Исчезла вторая сверхдержава мира, в котором он жил, без помощи которой Куба не смогла бы сохранить свой суверенитет. Нет больше Мировой социалистической системы — сплошной империализм кругом. Однако с другой стороны функции политического и военного сотрудничества с его революционной родиной взяли на себя тот же Китай и Россия, крупнейшее государство мира, образовавшееся на месте СССР.

Цепкий капитализм

С точки зрения Че Гевары мировой капитализм был обречен. Однако и через более чем 50 лет после гибели революционера капиталистическая система чувствует себя относительно неплохо и собирается жить дальше.

Мир перед глазами Че Гевары, если бы он дожил до своего 95-го дня рождения, предстал бы пораженным чудовищным неравенством. В начале XXI века разрыв между узкой прослойкой богатого меньшинства, сосредоточившего в своих руках 76% мировых богатств, и 90% мирового населения, едва контролирующего четверть от этих богатств, примерно соответствует тому, что Гевара застал при своем рождении. Прошел почти век мирового развития, а кажется, что мир топчется на месте.

Экономический разрыв между бедными государствами Глобального Юга и богатыми странами Европы и Северной Америки не только не уменьшился — он стал больше в 15 раз. Бедных, вроде бы, стало меньше, но почему-то их все так же много в странах Азии и Африки — более 50% населения. С каждым десятилетием растет прибыль евроатлантических транснациональных корпораций — в последние 20 лет она увеличилась более чем в два раза.

Что неприятно поразило бы Че Гевару, так это то, что наш мир, кажется, свыкся с этой ситуацией. Мировой революционный процесс зашел в тупик. Вместо революций и бунтов на мировой периферии — какие-то половинчатые реформы. Вместо подрывной деятельности — участие в парламентских дебатах. Вместо насильственного захвата власти в беднейших странах мира, на чем Че настаивал всегда — странная игра в «поддавки» с буржуазными верхами своих государств и участие в деятельности иностранных НКО.

Самое же неприятное, что ждало бы революционера Че Гевару в мире наших дней — это полнейшее «измельчание» традиционных и не очень партий левого крыла. Казалось бы, все карты идут к ним в руки: мировой финансовый кризис 2008 года, подорвавший экономические возможности США, откровенный и видимый всем закат «Американского мира», Pax Americana, военные поражения Вашингтона в Ираке, Афганистане и Сирии, — но кризис в центре мировой империи проходит без серьезных революционных потрясений.

Вместо партии «Черных пантер» — движение Black Live Matter, погрязшее в коррупции. Вместо революционной партии — кампании «новых левых» в поддержку Берни Сандерса и Джо Байдена. Вместо штурма Вашингтона под радикальными требованиями — клоунада ультраправых сторонников президента США в залах столичного Капитолия. Про Европу нечего и говорить — разнообразные протестные движения от «желтых жилетов» во Франции, «рассерженных» в Испании, фермеров в Нидерландах или бастующих профсоюзов в Германии сдаются еще быстрей своих американских аналогов.

Одновременно с ослаблением левых партий и движений по всему миру можно заметить, как после мирового финансового кризиса 2008 года растут ультраправые настроения. В Европе в правительственных коалициях все чаще участвуют неофашистские партии. В Италии у власти в 2022 году оказывается кабинет прямых наследников Муссолини. Да и в США, как поговаривают, «демократия испытывает проблемы».

Однако Гевара вряд ли заметит разницу.

«Жестокость империализма — жестокость, которая не знает пределов и не признает национальных границ. Зверства США равнозначны зверствам гитлеровских армий», — заявлял он с трибуны ООН еще в 1964.

Самым опасным и неожиданным для человека его времени оказалось бы повторение гонки вооружений в Индо-Пацифике. При жизни Че Гевары в период с 1946 по 1966 год Соединенные Штаты, Великобритания и Франция провели 318 испытаний ядерных зарядов в огромной акватории Тихого океана. До сих пор в Пацифике встречаются необитаемые атоллы, на которых возведены огромные бетонные бункеры — испытательные полигоны, где проверялась мощность ядерного оружия при воздействии на укрепления.

Теперь история словно повторяется на иной манер: Япония и Австралия, эти давние союзники США, не просто перевооружаются — обзаводятся новыми образцами вооружений (гиперзвуковые ракеты, дальнобойное оружие, атомные бомбы), явно нацеленными против Китая и России. Грозит ли ядерная война Тихому океану? Че Гевару, который считал, что очередной виток мировой революции обязательно произойдет в Азии, такой виток эскалации вряд ли бы напугал.

Как революционер, он был готов к гибели. А как представитель Кубы в ООН во время карибского кризиса, прямо заявлял, что «мы не бравировали, когда имел место Октябрьский кризис, когда весь народ оказался перед перспективой атомного гриба, которым североамериканцы угрожали нашему острову, и весь народ пошел в окопы, пошел на предприятия, чтобы наращивать производство». Скорее, его бы огорчила перспектива того, что и после этой войны у руля планеты оказались бы США.

Фактически, жителям стран Глобального Юга все равно, эксплуатирует их «прогрессивная» Демократическая партия США или «консервативные» республиканцы. Все равно — неэквивалентный обмен достигает ежегодно более 10 триллионов долларов, и постоянно увеличивается. От примитивных колониальных техник контроля за населением и ресурсами современные центры мирового империализма перешли к изощренным способам финансовой эксплуатации, которая гораздо эффективнее. Вместо того, чтобы насаждать чужую элиту для своих бывших колоний, гораздо выгоднее оказывается вырастить местную верхушку и навязать ей необходимые реформы.

Но даже в таких условиях есть поводы для оптимизма. Ослабление экономического контроля США за своим «задним двором» снижает возможности маневра Вашингтона во всем мире. Францию постепенно теснят в Африке, она теряет страны одну за другой. И кто теснит — Россия, та самая, которая сейчас помогает Кубе. Также и Китай постепенно экономически вышибает из Африки европейские и американские компании. В Западной Азии империалистические Европа и США утрачивают свои позиции, уступая их богатейшим мусульманским государствам региона, Турции и Ирану. В Южной Азии — Индия придерживается нейтралитета и развивает отношения с Россией. Даже в Юго-Восточной Азии, которой может грозить война, далеко не все потеряно — крупнейшее государство региона, Индонезия, придерживается нейтралитета. Джакарта явно не торопится «таскать каштаны из огня» для США.

Мир определенно изменился со времен гибели команданте Че Гевары, и не в лучшую сторону. Но все-таки именно сейчас, после многочисленных военных и политических поражений США, мир как никогда близок к тому, чтобы избавиться от гегемонии Вашингтона.

Источник: Пиночет печёт печенье


Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)