Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Климент Охридский

Monday, 03 June, 08:06, maksina.livejournal.com
Давно хотела узнать - а кто этот человек, чьим именем назван университет в Софии.


КЛИ́МЕ́НТ О́ХРИДСКИЙ (ок. 835/840 – 916, Охрид, ныне на территории Македонии), епископ Величский (Дремвицкий, Драгóвичский, Словенский), просветитель, ученик и последователь Кирилла и Мефодия, создатель охридской книжной школы.

И вот такой памятник (если честно, то я не знаю, почему он тут такой воинственный).



Согласно источникам (не всегда надёжным), Климент Охридский входил в число учеников Мефодия ещё в бытность того в 850-е гг. главой слав. архонтии (княжества), позднее находился вместе с ним в мон. Полихрон на азиат. берегу Мраморного моря. Климент Охридский сопровождал Константина (Кирилла) и Мефодия в Моравию, затем в Рим, где весной 868, по всей видимости, был рукоположен в сан священника и получил духовное имя в честь епископа Римского св. Климента I, при обретении мощей которого в Корсуни (Херсонесе) он присутствовал.

После смерти Кирилла он вместе с Мефодием отправился в Паннонию, сопровождал Мефодия во время его швабского заточения, принимал активное участие в переводческой деятельности своего учителя. После смерти Мефодия Климент Охридский вместе с другим учеником Мефодия Гораздом защищал славянское богослужение от нападок немецкого духовенства, за что в кон. 885 в числе учеников слав. просветителей подвергся гонению.

В 886 Климента Орхидского и его спутников охотно принял болгарский князь Борис I и вскоре отправил его в качестве дидаскала (учителя в священном сане) на юго-запад Болгарии для обучения болгар славянской письменности. Для этого были открыты училища в Охриде, Деволе, Главинице и др. По замыслу Бориса I, надлежало постепенно заменить греч. яз. как язык богослужения и администрации на славянский. Центром просветительской деятельности стал основанный Климентом Орхидским близ Охрида монастырь. Св. Пантелеймона. Источники сообщают о тысячах учеников К. О. В 893 на церковно-народном соборе, созванном болг. царём Симеоном в новой столице Преславе, было принято офиц. решение о смене литургич. языка. Тогда же (893–894) состоялась епископская хиротония К. О. (местоположение и границы его епархии устанавливаются лишь приблизительно).

К. О. писал на созданной Кириллом и Мефодием глаголице. Предположение о том, что Климент Охридский был создателем кириллицы, маловероятно. Его лит.ературная и переводческая деятельность совершалась в тесном сотрудничестве с др. ближайшими учениками святых Кирилла и Мефодия, в первую очередь с Константином Преславским и Наумом Охридским. В результате не позднее сер. 910-х гг. в Болгарии создан полноценный славяноязычный аналог визант. корпуса церковных книг, включающего литургич., гомилетич. и агиографич. тексты, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия.
Наиболее значителен вклад Климента Охридского в развитие слав. гомилетики и гимнографии. Сохранилось не менее 16 похвальных и учительных слов с его именем в заглавии, общее же число атрибутируемых ему с разной степенью вероятности сочинений этих жанров приближается к 100. Ряд учительных слов К. О. представляют собой образцы проповедей к разным праздникам и к дням памяти святых. В последней четв. 20 – нач. 21 вв. было выявлено большое количество (не менее 50) оригинальных гимнографич. сочинений  Климента Охридского для Минеи и Октоиха, снабжённых акростихом с именем автора, в т.ом числе установлено авторство Климента Охридского в отношении одной из редакций Минеи общей (сб-ка служб отдельным ликам святых).

На рубеже 10–11 вв. переводы и оригинальные сочинения Климента Охридского попали на Русь. Его гимнографич. и гомилетич. сочинения оказали большое воздействие на творчество позднейших средних веков  славянских (и русских) авторов
Источник
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)