Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Я сделал это!

Thursday, 21 May, 10:05, asafich.livejournal.com
Вчера прочитал последнюю лекцию моего курса 'Plant Anatomy and Cytology' в University of Johannesburg. Всё! В следующем семестре у меня не будет занятий.

Для меня это настоящее событие, поскольку challenge был серьезный. Я никогда раньше не читал курсов в университете (всякая мелочь, вроде КСЕ и экологии в ВРФШ, не в счет). Тем более никогда не читал их по-английски. К тому же в другой стране, где весь учебный процесс организован иначе, чем в России, и не очень-то понятно как. Ну и у студентов иной кругозор. Еще меня пугали тем, что уровень студентов крайне низкий, что многие из них – выходцы из деревень, где чуть ли нет электричества. И культура другая, менталитет другой…

Сейчас можно сказать, что я справился, причем все оказалось не так уж страшно. Но поработать пришлось много. Подготовить лекции заранее я не мог, так как слабо представлял себе, чего от меня ожидает аудитория. Пришлось всё делать на ходу. С начала февраля по вчерашний день я жил в режиме жесткого перманентного дедлайна. Устал, но это позади. Ощущение, что защитил диссертацию. В следующем году будет легче.

Никаких серьезных ментлитетных отличий местных студентов от российских я не заметил. У меня на курсе около 60 студентов (кто-то приходил, кто-то уходил). Из них белых – человек 12 (любопытно, что почти все мальчики, только одна девушка – местная португалка), остальные чернокожие, причем явно из разных этносов (зулу, венда, свази и другие). Интересно, что нет ни одного индуса, хотя на кампусе их много (говорят, что они все идут на экономику). В своей массе студенты оказались вполне в состоянии воспринимать мой материал, человек десять им активно интересовались, задавали вопросы (часто очень толковые).

Замечу, что от остатков расизма (я все-таки испытывал некую напряженность в общении с неграми) я избавился в первые же недели. На цвет кожи собеседника стал обращать не больше внимания, чем на цвет одежды. Когда работаешь как негр, то как-то не до расизма :) С другой стороны, ни с каким «аппартеидом наоборот» я не сталкивался ни разу – ни в университете, ни вообще в стране.

В целом, студенты тут гораздо более ответственно относятся к учебе, чем в России. У них есть серьезная мотивация: образование тут все еще остается важнейшим социальным лифтом (а безработица 25%, между прочим), да и престиж естественных наук гораздо выше. Разумеется, ничто человеческое (вроде лени и раздолбайства) им не чуждо. Списывают иногда... Приятно, однако, что отношения с ними строятся как со взрослыми людьми: тут нет повального инфантилизма, свойственного многим российским студентам.

Серьезная проблема, с которой я столкнулся – это крайне слабая подготовка студентов по математике. На практических занятиях мы учились оценивать размер объекта под микроскопом, делать рисунки с масштабным штрихом и т.д. Такое понятие, как увеличение рисунка или микроскопа, многим студентам оказалось не по зубам. Определить размер клетки, нарисованной рядом с масштабным штрихом, смогли не больше трети студентов. Пришлось им это разъяснять подробно и многократно. Они это поняли на уровне алгоритма, но, конечно, не в моих силах было исправить все дефекты их школьной математики (многие из них не знают, сколько миллиметров в сантиметре, и не в состоянии умножать/делить на 100 без калькулятора).

Другая проблема (не столько моя, сколько студентов) в том, что тут не принято конспектировать лекции. Готовятся к тестам они в основном по презентациям, которые преподаватели вывешивают в интернете (они не обязаны вывешивать, но обычно делают это). Просто жаль студентов – их время на лекциях проходит почти впустую…

Еще одна забавная проблема состоит в том, что в качестве примеров, которые приводятся в учебниках ботаники, используются органы растений Северного полушария, которые здесь экзоты. Скажем, строение коры и древесины традиционно демонстрируется на ветке липы, а здесь её не так-то легко найти (хотя район по соседству с нами и называется Linden)…

Сейчас я вижу, что многое надо было делать по-другому: учту это в следующем году. Но никаких фатальных промахов я вроде бы не допустил. Радует, что теперь мои презентации, тексты заданий, разработки практических занятий уже при мне: в будущем их понадобится лишь слегка корректировать.

Вообще, работать в University of Johannesburg мне страшно нравится! Очень приятно, что к преподавателям и исследователям тут относятся как к центральным фигурам в университете, а не как к досадным довескам при администрации. Приятно и то, что мне не надо ничего согласовывать и утверждать у начальства ни по содержанию курса, ни по тематике исследований: мне доверяют, а всю полноту ответственности я беру на себя. Отношения с начальством чисто деловые и не занимают много времени; бумажек писать почти не нужно.

Еще страшно радует, что в отношениях между коллегами тут практически нет корпоративности, основанной на личной преданности – того «феодализма», которыми пропитана социальная ткань в российских научных коллективах. Тут все доброжелательны, готовы помочь – но не потому, что ты «свой», а просто потому, что ты человек. Главное, что требуется – это делать дело. Кончаю писать – работать надо :)
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)