Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Несколько очень интересных книг

Wednesday, 05 December, 08:12, ivanov-petrov.livejournal.com
Берман Дж. Западная традиция права: эпоха формирования
Современная правовая сфера выстроена на концептах, созданных в церковном праве, во времена Папской революции, когда обосновывалось, как церкви отстоять свою отделенность от власти королей и императоров. Тогда был создан концепт интегрированной правовой системы и оттуда и пошло право Нового времени, которое сейчас мыслится как современное.
Там множество интересных подробностей, но основную мысль можно выразить так. Современную Европу в политическом (и многих иных смыслах) создали решения папы Николая I (858-867) и Григорий VII (1020-1085). Один своим решением поделил Европу на восток, запад и центр, другой выделил системную организацию церкви из-под власти местных властителей. Причем сделано было так, что право формировалось под влиянием канонического права, а из права затем получали импульсы самые разные интеллектуальные сферы - вплоть до науки, которая также многое заимствовала у правовых установлений. Причем на основе канонического права создавалось не только обычное право, но и торговое, городское. То есть все кажущиеся "тривиальынми" импульсы здравого смысла в правовой сфере сформированы каноническим правом. Специфику этого определил Григорий, а месторазвитие - Николай. Потому что поначалу эта первая правовая система развивалась в Сицилийском королевстве, Англии и Франции. К восточной Европе это имеет то отношение, что она поставлена вне этих европейских движений и вынуждена принимать на себя это как внешние движения - то есть драться и/или догонять. То есть "колонизация" восточной Европы - одно из многих следствий происходящего.

Уайт. Метаистория
Автор изучил историков 19 века и нашел, что обычная история ничем существенно не отличается от философии истории. То, что называется объяснением и доказательством, везде одинаково, и у философов просто в явной форме говорится то, на что намекают "предметные" историки. С другой стороны, все операции в истории - всего лишь операции с языком, поэтические, художественные операции организации некоторого материала. Он выделил тропы, с помощью которых организуется материал, чтобы быть убедительным, то есть свел историю к риторике. Автор уверен, что именно подспудное понимание того, что все объяснения на деле не более чем риторические приемы, привело к кризису историцизма в ХХ веке и к иронической атмосфере среди историков - ироническом отношении к теоретическим объяснениям. У Уайта жанры - это макросюжеты. Так что все историки, по его мнению, работают в одном из четырех жанров (он, кстати, относится к любителям делить все на четыре, как есть любители - на три или на пять). Так вот, 4 основных жанра, причем 2 главных, полярность, и два промежуточных. Главные жанры истории - Роман и Сатира. Роман - это, говоря, кратко, Евангелие или Парсифаль, посвятительный текст. Это текст о самопознании человека, как он из тьмы поднимается, борется, побеждает смерть и уходит за грань небес, в иной мир, победителем. Это сверхоптимизм. Сатира - это пессимизм, это о поражении, о том, что самопознающий и восставший человек обречен на поражение от холодных вещей мира, и мир сомкнется над его могилой, такой же пустой, бессмысленный и его не заметивший, как и был. Такова Сатира. Трагедия и Комедия - промежуточные жанры, о временной победе и относительном поражении. И вот Уайт рассказывает, какие историки куда относятся. Так, он совсем не верит в познавательный смысл истории, от истории как познания остается только тип художественного слова - его он и классифицирует. Далее там 4 типа доказательств, и еще несколько раз по четыре типа, в конце у него получается решетка категорий, по которой и рассыпаны все возможные истории. Сам Уайт свое изложение ведет с точки зрения Иронии - это у него такой пессимистический, но зато единственный рефлектирующий способ вести разговор, и вот он рефлексирует и иронизирует над всеми прочими историками, но главное - в этом пафос книги - он иронизирует над ирониками. То есть имеется масса всяких аналитиков, которые уже давно ржут над серьезностью историков (которые же не имеют отношения к познанию). А Уайт иронизирует над этими аналитиками, ничего не понявшими в предмете своей ржачки.

http://eusebeia.dyndns.org/4d/index
приятный сайт по стереометрии
там дается, скажем, построение тессеракта, для начального уровня очень хорошо - с мультиком, крутится и пр.

Бродель Ф. Грамматика цивилизации
Издали недавно, в 2008, книга - 60-х годов, но все равно очень интересно и не освоено. Это расширенный университетский учебник по истории. Но книга очень оригинальная и вовсе не простоватая, как надлежало бы учебнику. Интересно, что этой книгой Бродель хотел реформировать находящееся в кризисе школьное образовнаие. Упор на увлекательность: без терминов, с драматизмом. Учить истории - это прежде всего уметь ее рассказывать (шикарная иллюстрация к книге Уайта)
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)