"Суммируя, можно сделать некоторые выводы. Роль научно-популярных СМИ в СССР – это роль гумуса, навоза для почвы, на которой возводилось здание советской промышленности. Промышленности в широком смысле слова – и сельское хозяйство как промышленность, и гуманитарные науки как промышленность по производству смыслов. Плюс к этому – определенная просветительская нагрузка. Кстати, по некоторым оценкам, в 1936 году в Советском Союзе выходило около 500 технических и научно-популярных журналов, альманахов и бюллетеней. Сейчас научно-популярные СМИ – это часть развлекательного бизнеса. И у нас в стране, и за рубежом. Но у нас – в более откровенной, и, я бы сказал, наглой форме – потому как, никто не собирается, кажется, развивать отечественную промышленность. Научно-популярные СМИ у нас сейчас утратил одну из своих функций – функцию гумуса. Образовательная же функция научпопа всегда была не очень очевидна. (Есть только одно исключение – жанр «занимательная наука», созданный Яковом Исидоровичем Перельманом в начале ХХ века.) На долю современных научно-популярных СМИ в России остается только одно – развлечение. Грубо говоря, сейчас можно всю жизнь «курить бамбук» и не заботиться о своем существовании, с голоду все равно не умрешь. Но, может быть, узнаешь, если тебе где-то попадется под руку яркий журнальчик с картинками, что человек уже побывал на Луне… Будет развиваться отечественная промышленность, а вслед за ней и наука, – будут развиваться и процветать отечественные научно-популярные СМИ. В противном случае, ему, научпопу, останется только функция более или менее талантливого пересказчика и интерпретатора западных иллюстрированных научно-популярных журналов."
Из доклада Андрея Ваганова, шеф-редактор НГ-Наука, октябрь 2012 год
Другие новости от sciencewriter.livejournal.com
Реклама на проекте
Профессиональное
Sunday, 11 November, 10:11,
sciencewriter.livejournal.com
Из доклада Андрея Ваганова, шеф-редактор НГ-Наука, октябрь 2012 год
Комментарии (0)