Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

10 мифов о белорусах. Миф 1: белорусы - православные

Friday, 16 March, 22:03, superhimik.livejournal.com

Вы вечно молитесь своим богам,
И ваши боги всё прощают вам.

   Если вы помните, я в прошлый юбилейный пост анонсировал кучу всяких вкусняшек в своём блоге. Не знаю, как вам, но мне эти вкусняшки нравятся очень. Среди них два блока сообщений: об эквивалентности лекарственных средств (чем аспирин А отличается от аспирина Б) и о мифах, которые существуют в отношении моего народа, т.е. в отношении белорусов.
   Фактически, материал для первой темы найден ещё задолго до того, как я её анонсировал. Вот только упорядочить его надо - а это дело небыстрое.
   Реализация же второго концепта пробуксовывала до поры до времени. Но всё же один шаг ему навстречу я сделал - приобрёл атлас Беларуси, из которого я буду черпать количественную и качественную информацию.
   Сегодня будет первый пост из серии "10 мифов о белорусах". Встречайте бурными каментами аплодисментами, переходящими в бульбосрач овации.
   Итак, первый миф о белорусах: белорусы - православные.
   
   Я немного затрагивал тему религии в своём блоге, но это делалось в философско-этическом, нежели теологическом или ином ключе. Главным образом это связано с тем, что я не разбираюсь в религии. И это несмотря на то, что у меня в школе был такой предмет как "Библия".
   Но обо всём - по порядку.
   Когда мне пришлось в течение последних нескольких лет немного поездить в московском направлении по вопросам поиска работы, в глаза бросилось то, что в соседнем государстве теме православия, как бы это сказать корректнее, уделяется большое внимание. Надписи что-то типа "Сбережём Русь православную!", хотите верьте, хотите не верьте, вызывают у меня жуткий когнитивный диссонанс; подобных надписей в Беларуси вы не найдёте днём с огнём. А православный храм на Белорусском вокзале в Москве это для меня вообще нечто из разряда отвисания челюсти, хотя я сам вроде как православный...
   Мне трудно комментировать ситуацию с религией в европейской части Российской Федерации, но ситуация в Беларуси, насколько я могу понять, сильно отличается. И даже не столько количественно, сколько идеологически. Несмотря на явное доминирование православных, белорусские власти весьма осторожно подходят к вопросам религии. Взять хотя бы одно то, что в моём государстве празднуются как православные, так и католические церковные праздники. Да, вы не ослышались! И католическое, и православное Рождество в Беларуси - выходные дни! И по телевизору транслируются как православные, так и католические богослужения. И президент (будучи, по его собственным словам, православным атеистом) поздравляет (ну, делает вид, что поздравляет) с теми или иными религиозными праздниками как католиков и протестантов, так и православных! А на главной площади страны, площади Независимости, которую застроили всяким торговым центром, чтобы не было где бастовать, рядом с Домом правительства стоит католический храм - костёл святого Симеона и святой Елены.

Вид на Площадь Независимости. Костёл святого Симеона и святой Елены - красное кирпичное здание слева. Памятник Ленину и Дом правительства неподалёку. Торговый центр расположен под землёй (видны куполы). Источник: кликнуть.

   Но ведь в Беларуси, согласно данным некого социологического исследования, на которое ссылаются авторы атласа, всего около 10 % католиков. В чём же дело?

Конфессиональный состав белорусов: 1 - православные, 2 - католики, 3 - верующие других конфесий, 4 - верующие, которые не определились, 5 - протестанты, 6 - атеисты. 1 клеточка - 1 % населения. Данные 2006 года.

   Во-первых, католики распределены по территории Беларуси крайне неравномерно. Основное их количество приходится на Гродненскую область, меньше католиков - в Брестской. Что интересно, численность католиков по областям коррелирует с численностью тех, кто считает себя по национальности поляками. Хотя католиков в Беларуси немного, численность их в Гродненской области достигает, по моей прикидке, 30-40 %. Таким образом, католики образуют места компактного проживания, и игнорировать их интересы трудно уже поэтому. Напомню, что в мире места компактного проживания представителей нетитульных конфессий очень часто являются местами локальных военных конфликтов. Правда, Беларуси до этого очень далеко.
   Приведённый выше аргумент в какой-то мере объясняет государственную политику в области религии, но не объясняет, почему нет серьёзного идеологического перевеса у православия. Поэтому будем копать дальше.
   Несмотря на большое количество тех, кто причисляет себя к православным, активных верующих среди них очень мало. Подозреваю, что в соцопросах белорусы относят себя к православным очень часто лишь по факту крещения. Это чётко видно даже на примере моей семьи, среди трёх поколений которой лишь один православный посвящает заметную часть своей жизни Богу. 1 из 13. Правда, из этих 13 один по принадлежности к религии был вообще не понять кто - полулатыш-коммунист, а ещё один - католик, но остальные - православные.
   Католики заметно активнее православных участвуют в жизни церкви, чаще посещают богослужения - это точно. Хотя подозреваю, что и среди них много тех, кто делает это не из желания услышать слово о Боге из уст священника, а лишь потому, что так заведено в семье. Любопытно было сравнить численность православных и католиков, которые принимают участие крупных богослужениях, например, Рождественских. Их количества оказываются сопоставимы.
   Есть ещё один очень важный аспект. Католическая церковь, в отличие от православной, более централизована и, на мой взгляд, стройнее организована, в ней иерархия заметна чётче. Папа имеет на католиков более сильное влияние, чем патриарх. Это влияние, кроме чисто теологической составляющей, содержит и политическую составляющую. Хотя бы потому, что папа живёт в Европе и в какой-то мере транслирует не только церковные, но и светские европейские ценности.
   Представители папского престола в Беларуси высказываются по острым вопросам всегда решительнее и, я бы сказал, резче. Весьма показателен в этом плане случай с так называемыми террористами, которых, кстати, уже расстреляли (весьма символично, что так называемый президент отказался их помиловать 14 марта, накануне празднования дня Конституции, согласно которой жизнь - высшая ценность белорусов). Католики первыми и гораздо более последовательно, в отличие от православных, осудили применение этого ужасного вида якобы наказания. Хотя ради справедливости стоит отметить, что и тех и других волнуют и более меркантильные вопросы типа недавнего переноса рабочего дня на воскресенье...
   Таким образом, официальная власть, обращаясь к католикам, в некоторой мере обращается и ко всей католической церкви, в то время о православной ветви христианства я так сказать не могу.
   Есть и третья причина, которая весьма глубокая и потребует от вас, мои уважаемые читатели, погружения в непростую историю моей местами и временами горячо, до боли любимой родины. Постараюсь сделать это погружение как можно более лёгким, но, к сожалению, двумя словами я не обойдусь.
   Наиболее крупными центрами государственности на территории современной Беларуси в первом тысячелетии нашей эры являлись два княжества - Полоцкое (первое упоминание Полоцка в летописях - 862 год) и Туровское (первое упоминание Турова в летописях - 980 год). Существует обоснованная гипотеза, что по крайней мере Полоцкое княжество было автономным и не входило в юрисдикцию Киевской Руси, хотя и являлось её союзником до поры до времени.
   Так вот, в Туровское княжество православие пришло с огнём и мечём так же, как его принёс Владимир в Киев. Вроде как в Полоцке обошлось без подобных жертв; принятие православия в нём происходило очень медленно. Дело в том, что славянское население севера современной Беларуси (и не только севера) активно смешивалось с балтским племенами, у которых языческий культ был сильно развит. Так, в "Слове о полку Игореве" белорусская земля называлась краем чародеев. Язычество пустило на белорусской земле настолько мощные корни, что некоторые историки полагают, будто его влияние сохранялось вплоть до второй половины 19 века. Наша преподавательница по белорусоведению говорила, что белорусы - самые большие язычники среди славян (и вообще в мире после африканцев :-) ). Некоторые, например, до сих пор себе тотемных животных в блогах заводят...

Расселение славян. Чётко видно, что территория современной Беларуси заселялась не только ими. Источник: кликнуть.

   Но и это ещё не всё. Расцвет белорусской государственности, приходящийся на период существования Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского, связан с правлением литовских князей, которые также вначале были язычниками. Обратите внимание на такую характерную черту белорусов: уже тогда им был нужен кто-то со стороны - тот, кто придёт и сделает всем хорошо; из своих такого князя они найти почему-то не смогли. И замечание для тех, кто не знает: Литвой в те времена называли Понёманье, т.е. ту территорию, которая лежит в течении реки Нёмана, под Русью подразумевалось верхнее Подвинье и Поднепровье, а Жемайтия (населённая жемайтами) - это современные литовские земли.

Территория Великого княжества Литовского. Источник: кликнуть.

   Самое интересное началось после того, как Великому княжеству Литовскому пришлось объединиться в федерацию с Польской короной - событие, закреплённое Люблинской унией 1569 года и созданием Речи Посполитой. Противоречия между католической и православной знатью обострились задолго до этого, в виду того, что Великие князи были католиками и давали феодалам-единоверцам больше привилегий. Так или иначе, католицизму и православию приходилось соседствовать на территории современной Беларуси очень долгое время. И в 1569 году на свет явился плод этого сосуществования - гибрид под названием Брестская уния. Этот церковный документ закреплял верховенство за папским престолом, но разрешал проведение обрядов на православный манер. Уния была навязана католической церковью и, как считают, укладывалась в политику ополячивания населения Великого княжества Литовского. Униатство просуществовало на территории Беларуси по большому счёту вплоть до 3-его раздела Речи Посполитой, который произошёл в 1795 году, после чего Екатерина начала проводить обратную политику - перевод тех униатов, которые ей достались, в православие.

Три раздела Речи Посполитой. Источник: кликнуть.

   В генетической ли памяти дело, или это всё коллективное бессознательное, но описанные выше эксперименты (плюс 70 лет коммунизма) и конфессиональные перипетии не прошли даром - религиозное сознание современных белорусов оказалось сильно расшатанным. По большому счёту, многим из нас до лампочки, есть там кто наверху и когда он родился - 7 января или 25 декабря: чарка и шкварка нам одинаково милы в оба эти дня. И поэтому утверждение, что белорусы - православные, я считаю мифом.
   О религиозности белорусов советую также почитать замечательное вот это у тёзки [info]budimir'a.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)