Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Интересный опыт

Суббота, 28 Январь, 15:01, ksonin.livejournal.com


На прошлой неделе – всю прошлую неделю – был очень интересный опыт. И очень хороший - преподавал микро на программе Executive Education для cотрудников Сбербанка и студенты оказались ровно такими, о которых только может мечтать преподаватель – жадно и внимательно слушающие, быстро схватывающие, не устающие и не отвлекающиеся до самого конца. Это – огромный, на 500 слушателей, совместный проект INSEAD, одной из лучших европейских школ, и РЭШ (пресс-релиз на сайте INSEAD).

Сбербанк, отбирая программу для своего руководящего эшелона, провёл масштабный тендер среди российских и европейских бизнес-школ. Из INSEAD - профессора управления, стратегии, бизнес-статистики, анализа операций – Сергей Нетессин, Яков Барт, Станислав Шекшня, Илья Цейтлин, Андрей Шипилов, Валерий Якубович. (Неплохая, кстати, «русская диаспора» в ведущей европейской бизнес-школе.) Из РЭШ – экономисты, те, у кого был опыт бизнес-преподавания – здесь гораздо больше интерактива и нужно чуть тоньше, чем в обычном университетском курсе, подстраиваться к пониманию студентов. Я уже преподавал стратегическое управление в Kellogg School of Management, Сергей Гуриев– макро в ШУ «Сколково», мы оба и Олег Замулин – на Executive MBA Стокгольмской школы экономики. Рубен Ениколопов и Слава Горовой преподают в MiF, нашей собственной программе вечернего бизнес-образования.

И снова – как прошлым летом в MiFe – студенты приятно поразили. В октябре было несколько онлайн-сессий, потом домашнее задание, теперь «контактные» сессии и экзамены. В каждом классе было по 40-50 человек и за неделю я провёл 8 четырёхчасовых занятий по микроэкономике, самому абстрактному из курсов, входящих в стандартную программу бизнес-образования. Концепция Executive MBA (а у нас – вполне стандартный международный курс Executive Education) подразумевает очень плотную упаковку концепций и утверждений, но на протяжении почти четырёх часов каждого занятия концентрация совершенно не терялось. Впрочем, неудивительно – большинство участников были руководителями отделений Сбербанка и выше – они, конечно, должны уметь сохранять концентрацию на протяжении изнурительного рабочего дня.

Более удивительно, что сохранялась не только концентрация. Слушатели действительно вникали в то, что рассказывал я и пользовались тем, что прочли в учебнике. Математически равновесие по Нэшу – основная концепция любого стратегического анализа – понятно семикласснику, однако, как всегда в прикладной экономике, «математическая часть» - это просто. А сложно – соотнесение многообразной и пёстрой реальности с математической простотой. Иными словами, каждый практический эпизод легко «нарисовать» - то есть описать происходящее в красках, как в газете, и ещё легче «сфотографировать» то есть описать происходящее детально «как есть». Гораздо труднее – выделить существенную часть, «каркас» и предложить модель, которая доступна для анализа. Судя по домашнему заданию, в котором нужно было проделать простейший стратегический анализ олигополистической конкуренции, большинство слушателей этот базовый навык – умение думать о сложной реальности в терминах простой стандартной модели – вполне освоило.

В контактной сессии мы говорили про более сложные вещи – стратегическое взаимодействие в ситуации, когда информация неполна. (Я не произносил таких слов, но для экономистов – мы говорили про «байесовские игры»; для неэкономистов – это, грубо говоря, ситуация «преферанса» или «очка», а не шахмат или шашек, где соперникам видно одно и то же.) Важный экономический пример такого взаимодействия – аукцион. Здесь сразу было видно, насколько хорошо слушатели «видят» практические детали – у многих был опыт организации и участия в аукционах, и в качестве покупателя (в закупочных аукционах, тендерах услуг и т.п.), и в качестве продавца (при ликвидации банкротов). Более того – вот это было неожиданно и приятно – любую «абстрактную» концепцию (современная теория аукционов построена из практических примеров) они тут же соотносили со своим опытом, а это именно то, о чём профессор в бизнес-школе может только мечтать. Студентам магистратуры РЭШ интересны тонкие примеры (увеличение количества информации, доступной участникам, может снижать ожидаемую эффективность – ожидаемый выигрыш победителя), а слушателям программы Executive Education в Сбербанке – какое именно правило (любой реальный аукцион – это масса мелких деталей, которые могут иметь большие последствия) как влияет на что.

Преподавать на MBA, считается, труднее, так что у профессоров экономики в бизнес-школах нагрузка меньше, а зарплата больше. Однако, бывает, профессора бизнес-школ (кстати, «русская диаспора» велика не только в INSEAD, ау, GSB Stanford, GSB Columbia, Kellogg, LBS!) скажут, что преподавать МВА интереснее, чем студентам магистратур и аспирантур. Не знаю, интереснее ли, но что интересно – это точно. А по-настоящему заинтересованным практикам – даже приятно.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)