Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

К вопросу о химических способностях

Sunday, 27 March, 11:03, superhimik.livejournal.com

   Я продолжаю серию публикаций, посвящённую химическим способностям.
   Очень бы хотелось услышать мнение по поводу написанного как коллег, так и других читателей, кому близка тема педагогики и психологии.
   Если говорить по-простому, то, на первый взгляд, способность можно было бы определить как свойство человека выполнять определённую деятельность лучше других. Однако это не совсем верно. Если кто-то подметает улицу лучше всех остальных, то у него, получается, способности дворника? На самом деле при разговоре о способностях надо учитывать тот факт, что многие способности могут сформироваться лишь в ходе выполнения определённой деятельности. В противном случае об их наличии так никому и не станет известно (химические способности - одни из них). Во-вторых, надо различать природные, т.е. данные от рождения свойства, и свойства, которые обеспечиваются многократным выполнением действия. Т.е. надо отличать приобретённый навык и врождённые способности. Правда, наличие способностей существенно облегчает формирование навыков.
   Другой немаловажный вопрос, ответ на который, по моему мнению, весьма неоднозначен, заключается в том, является ли желание выполнять ту или иную деятельность частью специальных (в данном случае - химических) способностей.
   Полагая, что способность - врождённое свойство (а это признаётся большинством тех психологов, которые занимаются изучением способностей), а мотивация может быть весьма успешно осуществлена педагогом, родителями, работодателем и проч., стоит признавать, что если внутренняя мотивация и является частью специальных способностей, то находится в подчинённом положении по отношению к другим частям. Это подтверждается тем, что многие великие химики пришли к занятию химией, по современным меркам, поздно. С другой стороны, поскольку специальные способности предполагают определённую направленность ума (в частности, химическая - на химическую форму движения материи), то весьма вероятно, что, в силу их наличия, индивид, в том числе, возможно, и неосознанно, будет пытаться их реализовать, т.е. пробовать себя в той деятельности, в которой может достичь лучших результатов, в нашем случае, в химии.
   Ещё один важный вопрос, который хотелось бы затронуть, - это измерение химических способностей. Он порождает множество других вопросов и подвопросов, я только обозначу их, но не буду вдаваться в детали, дабы не перегружать ваш моск.
   Химические способности количественно могут быть измерены в ходе выполнения химической деятельности. Однако в силу её специфики количественное измерение химических возможностей возможно лишь после определённого этапа изучения химии, когда происходит усвоение понятийного аппарата дисциплины и, я бы добавил, интуитивного понимания сути её предмета и взаимоотношения между её объектами. Иными словами, измерить химические способности у 7-летнего ребёнка нельзя, хотя факт их наличия с определённой вероятностью предсказать можно. И хотя конкретные способы обнаружения таких способностей я бы хотел оставить для следующих номеров моего альманаха, скажу вот что. Ранняя тяга (гы-гы-гы, коллеги, кто из вас может представить раннюю тягу?) ребёнка к веществу, т.е. стремление наблюдать за веществом, смешивать, взвешивать, словом - "химичить" можно с уверенностью рассматривать как наличие химических способностей.
   Существуют различного рода тесты (их нет так много, они, возможно, не самые высоковалидные, как говорят психологи, но они есть), которые позволяют количественно оценить химические способности у школьников первого года обучения химии после прохождения определённых тем программы. Несколько сложнее обстоят дела со студентами. С одной стороны, получить высокую отметку по химии можно и не имея сильных химических способностей (вспомните хотя бы мою педагогическую загадку). С другой стороны, наличие низкой отметки не говорит об отсутствии таковых, поскольку при оценивании, особенно в нашей педагогической системе, существует весьма значительная, по моим наблюдениям, субъективная компонента (иными словами, наличие любимчиков и нелюбимчиков у преподавателей, а также любимого и нелюбимого педагогического стилей у студентов). Как правило, о наличии сильных химических способностей говорят не просто хорошие, а исключительно или преимущественно отличные отметки по химическим дисциплинам. Такими могут похвастаться от силы 10-15 % студентов. По крайней мере у меня на курсе их было примерно столько. Именно такое количество людей смогут не просто достичь высоких результатов в своей карьере, а действительно обогатят химическую науку или производство новыми знаниями и технологиями (при удачном стечении обстоятельств, удачу ещё никто ведь не отменял).

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)