Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Откуда списан наш школьный стандарт

Monday, 07 March, 10:03, ivanov-petrov.livejournal.com
[info]fat_crocodile указал на ссылку http://610.ru/blog/847
посвящена этому самому новому школьному стандарту
там разбор: что же это такое. Потому что многие ужасались, немногие читали, и совсем немногие прорвались сквозь мутную слизь текста и поняли.
По ссылке - полный текст, здесь немногие цитаты

"Сначала об общем впечатлении от документа. Он изобилует грамматическими, стилистическими и логическими ошибками, причем некоторые из них перекочевали из стандартов для основной школы (которые уже приняты!). Очевидно, авторы копировали целые абзацы из одних стандартов в другие. Невероятное количество повторов: в документе 71 страница, но суть изложена фактически на 4-х.

В проекте стандарта предложены краткие описания базовых и профильных уровней по различным дисциплинам. Их внимательное чтение показывает, что авторы имеют самое смутное представление как об описываемых дисциплинах, так и о реалиях школы и школьной программы. Предложенные описания удручающе однообразны. К примеру, требования к базовым и профильным курсам физики, химии и биологии совпадают с точностью до замены слов «физика / физический» на «химия / химический» и «биология / биологический».

...Авторы убеждают нас в том, что проект является «квинтэссенцией» передового зарубежного опыта, ссылаются на стандарты, главным образом, США и Финляндии… Это ложь. На самом деле и первоначальный проект стандартов, и его «переработанная» версия представляют собой плохо переведенный на русский язык вариант т. н. программы «международного бакалавриата» (The International Baccalaureate®, далее IB). То же обязательное «ядро» и 6 предметных областей, из которых выбираются предметы (по одному), причем не более 3-х на углубленном уровне (все желающие могут сравнить две программы, обратившись к сайту http://www.ibo.org/diploma/curriculum/ ).



Программа IB была разработана в Швейцарии, в Женеве, в одной из частных т. н. «международных» школ в 1968 г. Ее основная цель — «выровнять» (правда, за большие деньги) аттестаты школьников из слаборазвитых стран до европейского уровня и дать им возможность поступить в западные университеты. Обучение в школах IB ведется на английском языке, поэтому и предметов немного. Авторы программы IB придумали остроумный коммерческий проект. Они, безусловно, проанализировали школьные программы ведущих стран Европы, где так или иначе уже давно присутствуют элементы «элективности» на старшей ступени обучения, соотнесли их с требованиями высшей школы и вывели необходимый минимум, достаточный для поступления в университеты средней руки. Затем они убрали все лишнее, договорились с университетами, и дело пошло. Это как если бы школьная администрация выяснила у учеников в конце 9-го класса, кто из них куда собирается поступать, то есть какие ЕГЭ сдавать (всего четыре!), а затем, два года, в 10-11-м классах, учили бы только этим предметам. Вот и весь IB в русском варианте!

Сегодня программа IB достаточно популярна в частных школах Швейцарии, Италии, Великобритании — но в первую очередь именно как коммерческая программа, предназначенная для иностранцев, которые не могут после своих национальных школ поступить в западные университеты. Штаб-квартира IB находится в Женеве и курирует все программы IB в мире, аттестует их. В некоторых государственных школах США программа IB на английском языке предлагается в качестве основной, однако для этого требуется специальное решение (закон!) местного законодательного органа. В России программа IB сертифицирована в 18-и школах, в основном частных и школах при консульствах, а также в некоторых государственных английских школах, в качестве дополнительной к основной образовательной программе.

Ни в одной из стран мира программа IB не стала основой национальной системы образования. Несмотря на существенные изменения в программах школ и гимназий ведущих европейских стран в последние два десятилетия, нигде «общеобразовательное» ядро школьного образования не было ликвидировано. Да, современные гимназисты Швейцарии могут выбрать 4 иностранных языка в старших классах, но они не могут вообще отказаться, например, от химии — независимо от того, куда они будут поступать после гимназии.

И вот теперь нам с удивительной настойчивостью предлагают подстроить все школы России под программу IB. Зачем? Ведь даже в частных международных школах той же Швейцарии и других стран IB — только одна из возможных и наиболее доступных программ для обучения иностранцев, своего рода «образовательный Макдоналдс».

В последнее время стало популярным обучение детей представителей российского политического и бизнес-истеблишмента за рубежом, с целью поступления в дальнейшем в западный университет. Однако учиться в государственной немецкой или швейцарской гимназии эти дети не могут (государственные швейцарские гимназии по праву считаются одними из лучших в мире по уровню и качеству общего образования). Поэтому единственный путь — в международную частную школу, на программу IB, за большие деньги! Таким образом, ничего другого наша «элита» просто не знает. Вот откуда «ноги растут»…

...И, кстати, кто-нибудь рассчитал необходимое финансовое обеспечение такой программы? По самым скромным прикидкам, фонд оплаты труда образовательного учреждения должен как минимум утроиться. А помещения? А учителя?

Национальные образовательные системы развитых стран характеризуются чрезвычайным разнообразием программ и общеобразовательных учреждений. В одной только Германии 24 типа школ для старшей ступени. Такая диверсификация действительно позволяет каждой семье выбрать индивидуальный образовательный маршрут. Напротив, предлагаемый нам «образовательный фастфуд» не учитывает уже сложившееся разнообразие типов общеобразовательных учреждений в России, подрезая всех под единый уровень.

Это происходит и фактически уже произошло вследствие того, что решения принимаются не педагогическим сообществом, а чиновниками, у которых своя логика. Им представляется, что унифицированной системой легче управлять.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)