Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Самый глубокий ледяной керн уже в пути

Saturday, 12 February, 12:02, antarctic_2010.livejournal.com
Наш научный френд Алексей [info]ekaykin Екайкин вот уже почти неделю идёт на "Академике Фёдорове" курсом на Кейптаун – и везёт бесценные образцы льда, добытые в этот буровой сезон. Обзор его заметок с Востока выложен вот тут.








Алексей телеграфирует с борта:
    Я уже на корабле.
    Посылаю несколько последних слов о станции Восток...
    Всего наилучшего!
    Алексей
И авторская подпись к фото: Самый глубокий в мире кусок ледяного керна!



10 февраля 2011 г.

Четвертые сутки на корабле. Идем где-то в южной части Индийского океана (58° ю.ш. и 41° в.д.) в 2200 км от побережья Антарктики. Воздух здесь непривычно густой, влажный, пахучий и очень теплый (+1°С). Но при скорости ветра 17 м/с относительно высокая температура не радует; и вообще, прохладный, промозглый и пасмурный климат Южного океана кажется гораздо менее приятным, чем бодрый здоровый морозец центральной Антарктиды.

Первые пару дней на корабле отсыпался и отъедался (за сезон потерял 5 кг, хотя лишнего веса у меня и так не было ни грамма), сейчас пишу свой раздел научного отчета. После Востока корабль кажется средоточием комфорта, наполненным всяческими благами цивилизации типа горячего душа...

Последние дни на станции, как всегда, были очень интенсивными.

5-го числа прилетел самолет с Прогресса. Привез двух человек – съемочную группу «Леннаучфильма», которая делает кино об Антарктиде, Востоке и Озере. Чтобы отснять материал, у них были всего сутки, и, надо сказать, времени даром они не теряли. Так что, помимо доделывания собственной работы, пришлось еще поучаствовать в съемочном процессе.
Покидая станцию, самолет увез всех сезонников, кроме гляцио-бурового отряда, а за нами обещал вернуться на следующий день. Поэтому во второй половине дня 5-го числа все буровые работы были остановлены, и мы начали консервировать комплекс 5Г на зиму. Закончили с этим уже ближе к утру.

В ночь перед отъездом температура побила очередной рекорд этого года, опустившись до -46,3°С. 6-го числа метеоусловия были не очень благоприятны для полетов: довольно сильный ветер (к счастью, дувший вдоль взлетной полосы), ограниченная видимость, температура ниже -30°. Но летчики все же решили вылететь, воспользовавшись «окном» относительно хорошей погоды. Хоть стоянка была и недолгой (в основном, время уходит на заправку самолета), взлетел BT-67 с трудом: лыжи успели примерзнуть к снегу.

Каждый раз, глядя на маленькие темные фигурки на взлетной полосе, машущие на прощание руками, я пытаюсь представить, что чувствуют полярники, провожая последний в сезоне самолет и зная, что следующий будет лишь через 10 месяцев? Конец хлопотливого многотрудного сезона и начало спокойной зимовки отмечается на станции, как праздник – веселым застольем – но что на самом деле творится на душе у этих десяти человек, которые до следующего лета будут жить здесь, отрезанные от всего мира? Не знаю, доведется ли когда-нибудь мне, закоренелому сезоннику, испытать это самому... Кстати, ребята, с которыми мы попрощались на Востоке, уговаривали меня остаться с ними на зимовку. Началось это еще на корабле на пути в Антарктиду. Сначала я подумал – шутят. Потом, когда эти разговоры стали регулярно повторяться вплоть до самого отъезда, я понял – действительно шутят, но это как раз тот сорт шутки, в котором содержится изрядная доля правды...
На Прогрессе, едва лишь мы выгрузились со своими вещами и грузом на взлётке, как за нами прилетел вертолет и отвез на «Федоров». Корабль только нас и ждал: не прошло и часа после посадки, как мы на полной скорости шли на север, по направлению к Кейптауну...

Из новостей на сайте ААНИИ вы наверняка уже знаете окончательную глубину скважины 5Г-2 в этом сезоне. Если еще не знаете – смотрите ответ на фото.

В целом, сезон был крайне удачным. 70 метров нового керна – это рекорд за последние 5 лет, с тех пор, как было возобновлено бурение на Востоке после его остановки в 1998 году. Скважина достигла как раз той глубины, с которой, согласно принятой технологии, и должен начаться процесс проникновения в Озеро – и этому будет полностью посвящен следующий летний сезон, спокойно, обдуманно и без спешки.

Спасибо всем, кто принял участие в конкурсе (эй, кто там выиграл виски?). И отдельное спасибо тем оптимистам, кто верил, что в этом году мы доберемся до Озера. В утешение вам признаюсь, что проиграл бутылку «Вдовы Клико» моему старшему товарищу, опытнейшему гляциологу Владимиру Липенкову, поспорив, что в этом сезоне мы приступим к проникновению. Поспорил, прекрасно понимая, что шансы очень малы. Скучно знать все наперед. Иногда надо ввязываться в безнадежные пари, надеясь на чудо...

А через неделю нас ждет другое чудо – несколько дней лета в прекрасном Кейптауне.

Сообщалось, что по плану Алексей Екайкин вернётся в Петербург 23 февраля.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)