Откуда Луна?

Saturday, 11 December, 00:12, ivanov-petrov.livejournal.com
Мне казалось, что теория о том, что Луна когда-то отделилась от Земли - оставлена. Такое сложилось мнение, когда урывками смотрел какие-то тексты по планетологии. Вроде бы эту теорию ругали - устаревшая, девятнадцатый век и всяко.На глаза подвернулось несколько популярных статей http://www.membrana.ru/articles/global/2010/12/10/171500.html1291991397-3.jpeg1291991397-2.jpegЭто о том, что разные элементы - золото, железо и пр. - были принесены на Землю соударениями с крупными космическими телами. Теория трах! - и золото падает на Землю. Тут попутно говороится, что "вскоре после возникновения Луны в результате колоссального удара по Земле тела размером с Марс эти элементы должны были опуститься к ядру расплавленной ещё юной планеты".http://www.membrana.ru/lenta/?10899тут рассказывают, что открыто уже более 500 экзопланет, то есть планет вне Солнечной системы "Первые экзопланеты были открыты в конце 1980-х, но надёжно подтверждены значительно позднее. Поток находок хлынул лишь в 1990-х, причём со временем он нарастал. В 2006 году количество известных экстрасолнечных планет превысило 180. В 2007-м список таких миров насчитывал уже 236 позиций, а в 2009 году — более 330." "Для астрономов и астрофизиков это уже не просто накопление багажа знаний, а достижение такого количества разнообразных миров, когда можно вести речь о вычислении достоверных статистических закономерностей, сопоставлении типов планет с особенностями их звёзд или регионов Галактики, где они родились."13497.jpegЗвезда Глизе-581 (Gliese 581) – одна из самых богатых: шесть её планет показаны в сравнении с Солнечной системой. Среди этих объектов недавно обнаружен потенциально обитаемый скалистый мир (иллюстрация Zina Deretsky, National Science Foundation).но тутhttp://www.membrana.ru/articles/global/2004/11/18/215200.htmlговорится, что вовсе наоборот - эта теория об отделении Луны от Земли - самая популярная и принятая сегодня, самый что ни на есть менстрим."Наиболее популярная гипотеза появления Луны гласит: она родилась, когда на заре жизни Солнечной системы тело размером с Марс врезалось в молодую Землю." "Под популярностью гипотезы мы понимаем то, что её придерживается большинство учёных, и неофициально она признана наиболее правдоподобным и обоснованным вариантом рождения нашего ночного "светильника". Хотя и другие варианты имеются." "Расплавленное железное ядро "планеты-молотка" опустилось к ядру Земли (или прото-земли, если учесть, что происходило всё 4,5 миллиарда лет назад, когда наша планета только-только сформировалась и была не такой, как сейчас). Более лёгкие каменные осколки мантий двух планет сформировали кольцо, со временем слившееся в Луну, собравшуюся, видимо, вокруг самого крупного такого обломка. Луна, кстати, первоначально, была в 20 раз ближе к Земле, чем теперь, и постепенно отдалилась к её нынешнему положению.""Эту гипотезу "Большого всплеска" (Big Splash) или "Большого удара" (Big Impact) предложили американские астрофизики Эл Камерон (Al Cameron), Вильям Вард (William Ward), Вильям Хартманн (William Hartmann) и Дональд Дэвис (Donald Davis) ещё в 1975 году. С тех пор учёные нашли много свидетельств в пользу такого сценария. Например, это прекрасно объясняет, почему Луна не содержит по существу никакого железа.""Взять, к примеру, кислород. Есть изотопы кислород-16, -17 и -18. Их взаимная пропорция — как уникальный "отпечаток пальцев" планеты. Моделирование "Большого всплеска" предсказывает, что "отпечаток пальцев" кислорода Земли будет весьма отличным от лунного. А они в значительной степени близки. Это приводит учёных к заключению, что тело, которые ударилось в Землю и создало Луну, сформировалось точно на том же расстоянии от Солнца, что и Земля."Насколько я понимаю, это точное описание ситуации разделения Земли - на нынешнюю Землю и Луну. Ну, правда, в тексте говорят о точках Лагранжа, где эта Земля-дубль могла образоваться1100808732-2.jpeg"В Солнечной системе есть два места, подходящих под данную теорию. Это точки "Лагранж-4" и "Лагранж-5", существование которых рассчитал французский математик Жозеф Луи Лагранж в 1772 году. Они находятся на орбите Земли, но на 60 градусов позади и впереди нашей планеты, если говорить о её движении по кругу. В этих точках все силы в системе Земля — Солнце уравновешивают друг друга. И любые медленные камни, которым случилось попасть туда, оказываются в ловушке, словно в межпланетном Саргассовом море. В одной из этих точек вполне могла когда-то сформироваться планета величиной с Марс, которая обращалась бы вокруг Солнца по той же орбите, что и Земля. Когда эта загадочная планета достигла большой массы, гравитационные возмущения со стороны других планет (главным образом — Юпитера), в конце концов, раскачали её и изгнали из точки Лагранжа. В своих компьютерных моделях, Готт и Белбрано рассчитали последующий ход событий. И, удивительно, они нашли, что фактически ничто не может предотвратить фатальное столкновение "молотка" с Землёй. Оно просто закономерно. При этом в четверти смоделированных столкновений в результате формируется тело — точь-в-точь — Луна."И тут неожиданный поворот к проблеме внеземной жизни."Самое интересное следствие из сценария Готта и Белбрано — его огромное значение для наших перспектив по обнаружению внеземной жизни. Дело в том, что Земля имеет самую большую луну по сравнению с её собственным размером из всех планет Солнечной системы (не считая далёкого холодного Плутона). И такая гигантская луна была важна для развития жизни. Без Луны ось нашей планеты испытывала бы куда большие долговременные колебания, что вызвало бы серьёзные изменения в климате с печальными последствиями для жизни. Гравитация Луны сглаживает такие колебания, делая климат стабильнее. Кроме того, приливы, созданные Луной (а они в три раза больше, чем вызванные Солнцем), сыграли ключевую роль, во-первых, для самого зарождения жизни, а во-вторых, позднее, для её выхода на сушу. А теперь выходит, что возникновение большой луны у планеты в какой-нибудь звёздной системе — событие весьма вероятное, а не исключительное, как полагали космологи раньше. Готт и Белбрано даже считают, что планетарные системы, где две или больше планет земного типа имеют такие большие луны — должны быть обычным делом в Галактике. А значит, наши шансы на встречу братьев по разуму — повышаются, к тому же, становится ясно, какие системы нам нужно искать."Был бы очень признателен, если б мне знающие люди пояснили. Я понимаю, что основываться на популярных статьях в таком вопросе - несерьезно, это лишь повод, чтобы задать вопрос. Как сейчас считается, как появилась система Земля-Луна?