Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Правило одной второй

Saturday, 11 December, 00:12, superhimik.livejournal.com
   Наверняка многие из моих читателей сталкиваются с рекламой косметических продуктов, которые обещают преобразить до неузнаваемости благодаря наличию разнообразных биологически активных природных и синтетических ингредиентов, являющих собой последний писк научной мысли.    Лично я как производитель и потребитель косметических товаров выступаю за правдивую рекламу; видимо, я слишком наивен, и подобное словосочетание - это своего рода каузистика. Тем не менее, моя позиция такова, что любое заявленное производителем действие, как то: сокращение морщин, противовоспалительный эффект, усиление блеска, избавление от перхоти и т.д. должно быть надлежащим образом проверено. Это страхует от многих проблем, но, к сожалению, не гарантирует эффекта у конкретного потребителя в силу его индивидуальных особенностей.    Обращаю ваше внимание, что речь идёт об испытаниях на специфические виды активности, а не об испытаниях на безопасность, которым продукт подвергается, что называется, по определению.    Однако пока обстоятельно на тему эффективности косметических средств я говорить не готов: не тот у нас в стране (и лично у меня, чего уж скрывать) уровень, чтобы создавать косметические средства, предназначенные для решения более менее серьёзных косметологических проблем. Хотя делать это очень хочется.    Белорусские производители косметики в своей основной массе (есть очень немногочисленные исключения) находятся на стадии примитивного добавления в продукт того или иного активного ингредиента без проверки и понимания того, действительно ли его эффект будет проявляться. Иногда эти ингредиенты добавляются в практически гомеопатических количествах исключительно для того, чтобы информацию об их наличии можно было нанести на этикетку и слегка припудрить потребителю мозги.    Поспешу сообщить, что в большинстве случаев это делается потому, что в основной своей массе наше население бедное. А по-настоящему действенное качественное косметическое средство (как и большинство других товаров) не может быть дешёвым. И исключения только подтверждают это правило. Вторая причина наличия таких суповых наборов продуктов заключается в том, что в стране напрочь отсутствуют лаборатории, которые могут подтвердить тот или иной эффект. Государству это неинтересно (хотя каждый производитель, экспортирующий свой товар, должен по нашим белорусским законам часть валютной выручки ему продать), а частник тоже не будет заниматься медленно окупаемым проектом.    В результате основная масса обращается в Россию. Кто-то, конечно, находит специалистов в соответствующих НИИ и на кафедрах медицинских вузов у нас, но это, как я уже сказал, - капля в море. Так, например, в Беларуси лишь одна лаборатория, ЦНИЛ БГМУ, аккредитована на испытание косметических продуктов на антимикробную активность.    Любой ингредиент, отвечающий за тот или иной вид специфической активности, должен быть добавлен в продукт в надлежащем количестве. В противном случае вам может быть обеспечен лишь плецебо-эффект.    Для себя я вывел одно эмпирическое правило, позволяющее определить, действительно ли продукт содержит активный компонент в должной концентрации, или перед нами - очередная маркетинговая фишка.    Дело в том, что, согласно фактически международным требованиям, ингредиенты с массовой долей более 1 % должны быть перечислены на этикетке в порядке убывания концентрации, т.е. на первом месте располагаются вещества, которых в продукте больше всего. Отмечу, что иногда выполнить это правило несколько затруднительно. Да и проверяющие лица в 90 % случаев понятия не имеют, как читать косметическую рецептуру, кроме того, взятки ещё тоже никто не отменял... Тем не менее, в идеальном случае такое требование соблюдается.    Так вот. Большинство активных ингредиентов начинают действовать при концентрации не менее 1 %. Это означает, что на этикетке они должны быть перечислены не в конце списка, а ближе к его середине. Отсюда и правило "одной второй": если интересующий вас ингредиент расположен в первой половине списка, есть надежда, что он подействует. Если во второй - то можно гарантировать, что на вас уже подействовала реклама производителя и можно, расслабившись, наслаждаться плацебо-эффектом.    Конечно, моё правило приблизительное, так как некоторые вещества работают и при более низких концентрациях. Так, например, я видел статьи, в которых доказывалось, что витамин Е проникает в кожу при концентрации 0,1 % и при этом оказывает некое измеримое УФ-защитное действие. Правда, статья эта была написана производителями соответствующего, содержащего витамин Е средства :-).    Итак, само правило. Делим ингредиентный состав на 2 примерно равные половины и смотрим, где оказался интересующее нас вещество: в первой половине или во второй, гомеопатическо-маркетинговой.    Примеры.    Первый. "Их" шампунь.000k1e68    Список ингредиентов занимает 9 строк. В красной рамке - 4,5 строки. Предположим, нас интересуют такие добавки, как пантенол (panthenol, провитамин В5) и ниацинамид (niacinamide, он же - амид никотиновой кислоты, витамин РР). Получается, что первая введена в более менее реальном количестве, а наличие второй - не более чем маркетинговый ход. Её количество сопоставимо с количеством лимонной кислоты (citric acid), которую вводят для поддержания нужного рН в концентрациях, обычно не превышающих 0,05-0,1 %. Замечу, что пантенол реально начинает работать в концентрации около не менее 0,5 %. Учитывая, что он упомянут рядом с замутнителем дистератом этиленгликоля (glycol distearate), который обычно и вводят около 0,5-1,0 %, моё предположение о концентрации пантенола в шампуне недалеко от истины.    Второй. "Наш" крем.000k2dct    Списое ингредиентов - 6 строк. В завветной красной рамке - 3 строки.    Крем заявлен как продукт против растяжек кожи благодаря натуральным полисахариду (biosaccharide gum-1), эластину (hydrolyzed elastin) и коллагену (soluble collagen), экстракту ламинарии (laminaria digitata extract), маслам ши (shea butter oil), бабассу (orbygnia martiana seed oil) и какао (theobroma cacao seed oil). Если даже масла, представляющие собой ничто иное как жидкие жиры, и могут помочь при растяжках, в чём лично я сомневаюсь, поскольку интуиция мне подсказывает, что для этого надо применять более интенсивное воздействие, за рамкой отказываются и натуральный полисахарид, и эластин с коллагеном, и ламинария. Особенно учитывая тот факт, что диметикон (dimethicone), соседствующий с указанными ингредиентами, вводят обычно на уровне 0,5 %, а то и меньше.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)