Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Если бы Дарвин туда нырнул

Понедельник, 18 Сентябрь, 19:09, ksonin.livejournal.com


Интересное интервью Вадима Мошковича, крупного бизнесмена, который занимается созданием школы в Подмосковье. Мошкович - выпускник маткласса 57-ой школы и поэтому я с интересом слежу за проектом "Летово". Уже вложены огромные усилия и деньги и есть шанс, что это станет важным событием для российского среднего образования. Потому что важнейшие события в образовании - это всегда, в начале, индивидуальные проекты. Как проект Джона Дьюи в создании Lab School в Чикаго, как проект Колмогорова и Дынкина создания матшколы в Москве.

Конечно, это чудесно, что в новый проект вкладываются усилия и деньги. Но вот что, ещё задолго до начала этого проекта (первых детей возьмут в Летово в 2018 году) меня тревожит. Этот проект задуман так, что основная "добавленная стоимость" в нём будет в отборе детей, а не в обучении их после отбора. Это проблема всех московских "супершкол" - если ребёнка отобрали по итогам каких-то испытаний, то, после окончания обучения, как узнать - то, что ребёнок замечательно сдал экзамены, выиграл олимпиаду, поступил в Стенфорд или Чикаго - это результат обучения (того, что "дала школа") или результат того, что в школу при поступлении отобрали самых сильных? Самая простая аналогия - сборная России по любому виду спорта - её игроки же сильны не оттого, что чему-то научились в сборной. Их туда взяли за их силу!

Конечно, этой проблемой - оценкой "добавленной стоимости" - занимается целый раздел науки, с мощнейшим аналитическим и статистическим аппаратом и эту "добавленную стоимость" очень трудно оценивать. Популярное введение в современный анализ данных, Mostly Harmless Econometrics (рекомендуется всем, у кого за плечами два семестра матана, один линейной алгебры и семестр вероятности/статистики) открывается объяснением невозможности получить статистически обоснованный ответ на вопрос - хорошо ли сдавать ребёнка в школу на год раньше? (Коротко говоря, нет возможности заполучить необходимую контрольную группу для того, чтобы статистическая оценка была несмещённой.)

Конечно, создателям "Летово" нужны победы будущих выпускников - олимпиады, сильные вузы, достижения в науке, финансах, промышленности. Значит, нужно устраивать конкурс и отбор (и, значит, невозможно будет знать, какова "добавленная стоимость"). Но, может быть, организаторы продумают хотя бы какие-то рандомизационные процедуры, чтобы можно было потом, через пару десятилетий, узнать, чем и насколько были хороши программы. Например, сначала устроить широкий конкурс, отобрав несколько сот детей, а потом среди этих детей выбрать тех, кто будет учиться в "Летово" по жребию. (Было бы здорово - с точки зрения страны и образования - вообще отбирать по жребию, без какого-либо конкурса - и иметь дело с теми детьми, которые выбраны случайно. Но это, понятно, дороже и сложнее на порядок.) Потом можно будет сравнить тех, кто учился и тех, кто прошёл тот же конкурс, но не учился. Я понимаю, насколько сложно это звучит для родителей - ребёнок выступил также, как другой, но в школу не попал. Но именно потому, что это частный проект, это можно сделать. Кроме того, есть и положительные последствия для всех детей - фактор случайности снизит стимулы родителей к "подготовке детей к поступлению в спецшколы", одном из отрицательных последствий существования отборов по способностям.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)