Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Из рубрики "С лёгкой душой смотреть, как он падая, улыбнётся"

Thursday, 18 February, 02:02, ksonin.livejournal.com
Переехав в Чикаго, я не занимаюсь административными делами в нашем бакалавриате (СБ ВШЭ-РЭШ), но у меня есть студенты - в том числе и те, кто поступает на PhD программы (далеко не все). Так что у меня нет сведений о всех поступающих - есть только о тех, кому я писал рекомендации и части тех, кому помогал советами и т.п. Однако судя по этой небольшой выборке - выпуск-2016 будет также успешен, как выпуск-2015, прошлогодний, произведший - в узком, ограниченном смысле - революцию. Стэнфорд, Чикаго, Принстон... В Европе мало (если есть вообще) бакалавриаты, из которых так хорошо поступают на программы PhD по экономике.

Кому ещё нужны доказательства, что СБ - мега-успешный, даже если закончится сегодня, проект. Концентрация ресурсов - прежде всего, интеллектуальных - двух вузов - ВШЭ и РЭШ, репутация ВШЭ -  с запасом лучшего университета стране и в общественных науках и в отдельных естественных, репутация РЭШ - и ведущего научного центра в стране в области экономики, и источника сильных аспирантов для лучших мировых программ - всё это сыграло свою роль. С другой стороны, в области образования "окончательных побед" не бывает: надо будет посмотреть на то, что станет с выпускниками - будут ли среди них выдающиеся предприниматели? компетентные чиновники? сильные учёные? Смогут ли они - а выпуску-2015 надо это делать уже сейчас - играть большую роль в формировании и развитии программы? (Если не смогут или не захотят - значит, что-то мы делали неправильно. Впрочем, в этом случае всего лишь надо будет начать делать правильно.)

Но если бы мне просто захотелось похвалить СБ, я бы подождал апреля (15 апреля - последний срок приёма аспирантов в мире) и написал бы, в том числе и про результаты МИЭФ ВШЭ (стабильно, в течение многих лет, высокие) и экономфака ВШЭ (тоже, между прочим, вполне заметные). Я хотел написать про другое.

Каждый год на протяжении многих лет я слышу опасения, в том или ином контексте, что вот сейчас усилится конкуренция, откроется новая программа и ... Десять лет назад Александр Абрамович Фридман, один из административных столпов РЭШ первого десятилетия, прошедший со школой самые сложные годы, позвал меня в кабинет и рассказал про создающуюся МШЭ МГУ. Беспокоился, что будет конкурент РЭШ. А я ему говорю - так и хорошо, что будет. Что может быть плохого в конкуренции?

От конкуренции в области образования нет ничего, кроме пользы. В 1999 году РЭШ начала нанимать профессоров на международном рынке труда и это стало толчком для МИЭФ ВШЭ и потом экономфака ВШЭ. Сначала у РЭШ было очевидный перевес, но сейчас все три центра (РЭШ - это вуз размером с отдельный факультет, а МИЭФ и Экономфак ВШЭ - это два разных факультета) (а) примерно равны по силе и (б) каждый из них сильнее - в плане академической науки - чем "вся остальная страна". Сравнивать трудно - у МИЭФа, наверное, самая сильная команда в области финансовой экономики, у РЭШ - в экономической теории, у Экономфака ВШЭ, особенно с учётом резко усилившегося петербургского кампуса, - в экономике труда, да и в других областях. (Экономфак ВШЭ также делит первое - с большим отрывом - место в стране в области политической науки; ну это, конечно, если судить по публикациям в международных журналах.) Все выиграли - ни малейшего ущерба РЭШ от этого развития, большая польза - и МИЭФу, и Экономфаку ВШЭ.

Однако опять-таки - тезис не в том, что эти три центра - самые лучшие и на десять лет оторвались от других факультетов и институтов как исследовательские центры в области экономики. А в том, что в этом нет ничего невозможного. В том, что Москва и Россия могли бы иметь ещё пять или десять таких центров. МШЭ МГУ, ВШМ СПбГУ, Экономфак МГУ, Европейский университет, РАНХГС, в которых есть "из чего исходить", могут стать сильнее. У многих факультетов есть ресурсы, чтобы стать чем-то серьёзным. Надо только захотеть и потом стараться изо всех сил. Собственно, там где стараются - там всё и происходит.

Нет, говорят, сильные конкуренты - это плохо, потому что мы при этом потеряем сильных студентов. Это вообще смешно - в России есть сильные студенты и на десять, и на двадцать сильных факультетов экономики и финансов. И если конкуренция заставит ведущие факультеты (например, все перечисленные выше - и те, которые я забыл упомянуть) не бороться между за собой за небольшое число победителей всероссийской олимпиады, а бороться за студентов с факультетами математики, физики и т.п., привлекательными только потому, что  математику хорошо преподают в хороших школах (и, значит, дети с детства знают, что важный предмет - это математика). Кстати, и факультеты физики-математики тогда станут лучше, потому что одно дело работать по советскому образцу, выжимая из тысяч сильных школьников 400 поступивших, потом 20 хороших аспирантов, потом 5 сильных учёных, другое - бороться за талантливых детей, выбирающих между наукой и - ничуть не менее интересной и продуктивной карьерой в бизнесе или финансах. Но это мечта, конечно - когда факультеты экономики станут сильными.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)