http://www.polit.ru/article/2013/11/18/reform/ Проблема любых реформ, однако, состоит не столько в заинтересованности в их проведении, сколько в способности тех или иных агентов воплотить их в жизнь. С точки зрения заинтересованности, реформы в демократических режимах как раз проводить сложнее, чем в авторитарных. Поскольку интересы в обществе разные, то при демократии, скажем, партия повышения налогов и партия снижения налогов могут заблокировать друг друга в парламенте, а авторитарный лидер одним своим решением в одночасье может снизить (или повысить) налоги. Отсюда неизбывная тоска прогрессивной общественности по успешным диктаторам-реформаторам типа Ли Кван Ю, которые, впрочем, представляют собой довольно редкий пример success story на фоне огромной череды провалов.
Конечно, многие автократы и не думают ни о каких реформах. Но и те, кто пытаются воплотить их в жизнь, нечасто добиваются успехов. Большинство преобразований (включая и реформы правоохранительных органов) невозможно провести лишь одним махом – они требуют не только политической воли, но и «критической массы» тех агентов, которые способны воплощать их в жизнь. Каковы бы ни были благие намерения автократа, кто-то (а не только он сам с парой-тройкой умных советников) должен обеспечить институциональные изменения, грамотно провести административную реорганизацию, частично (а то и полностью) обеспечить адекватную замену персонала управления на уровне выше среднего (а то и среднего) звена, обеспечить мониторинг и коррекцию курса реформ, ну и так далее. Набор таких агентов у автократов невелик. Это или бюрократия, или армия, или доминирующая партия. Но не все потенциальные агенты реально способны выполнять эту роль. Бюрократический аппарат должен быть относительно компактным и близким к «веберианскому» с точки зрения качества управления http://ecsocman.hse.ru/data/154/131/1231/Evansx20andx20Rauch.pdf, армия должна обладать сильной организационной автономией и авторитетом, а доминирующая партия должна обладать реальными рычагами контроля над государственной машиной и опять-таки авторитетом. И даже при таких условиях автократы должны специально трудиться над тем, чтобы побудить агентов воплощать в жизнь их замыслы (как писала Барбара Геддес, «центральная проблема авторитарных режимов – создание соответствующего сочетания стимулов, направляющих и ограничивающих поведение должностных лиц»).
На беду, в России мы не видим ни одного из этих условий – ни веберианской бюрократии (только патримониальную), ни автономной и авторитетной военной верхушки (одни «силовики»-олигархи, или «силовархи», как их называл Трейсман), ни тем более авторитетной и влиятельной доминирующей партии (см. «партия жуликов и воров»). Поэтому в условиях сохранения политического статус-кво в России любые более-менее технически сложные реформы, даже если по каким-то причинам и будут начаты властями, скорее всего, будут воплощены в жизнь в совершенно извращенном виде (о чем мне приходилось писать еще в эпоху ныне забытой медведевской «модернизации http://polit.ru/article/2010/02/23/gelman/).
Короче, прав был сантехник из советского анекдота, который говорил «систему менять надо». Конечно, новая «система» запросто может оказаться не лучше нынешней, но нынешняя для большинства преобразований попросту непригодна.
Подробный «разбор полетов» на тему того, кто и почему не заинтересован в реализации проекта реформы МВД, разработанного коллегами из Института проблем правоприменения ЕУСПб, предлагает в качестве позитивной альтернативы отсутствию реформ (т.е. сохранению статус-кво) заинтересованность в реформах со стороны общества и руководства страны Другие новости от grey-dolphin.livejournal.com
Реклама на проекте
Комментарии (0)