Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Немного о ритуалах.

Saturday, 26 January, 02:01, gutta-honey.livejournal.com

икогда не приходилось ловить себя на том, что делаешь одно и то же действие или ведешь себя определённым образом в той или иной ситуации, хотя это совершенно бессмысленно?

К примеру, будучи человеком разумным и реалистичным, все равно стучишь по дереву, когда сообщаешь о чем-то хорошем окружающим. Чтобы не сглазить. Да и в сглаз совсем не веришь, а все равно стучишь.  Многие люди заявляют, что могут и без стука обойтись в следующий раз, но большинство из них все равно стучит по дереву. Говорят, что это привычка. А скорее привычное действие – ритуал.

оть и считается, что ритуалы  на индивидуальном уровне в основном прерогатива обсессивно-компульсивных личностей ими пользуются практически все в той или иной степени. В основном  ритуалы  связаны с определенной деятельностью,  результат  которой очень важен и человек испытывает тревогу и опасается, что что-то не получится. Проведение действий снимает тревогу. Из-за этого создается впечатление, что ритуал помогает контролировать будущее человека и  поэтому повторяется вновь и вновь.

В том, что люди используют ритуалы в своей жизни, нет ничего плохого.  Ритуальное поведение является неотъемлемой частью человеческой натуры. Это своеобразный бытовой транквилизатор, и часто специалисты по психическому здоровью рекомендуют клиентам разработать себе некий ритуал, который помог бы ему расслабиться и  почувствовать себя уверенно.  Но как везде в мире, все хорошо в меру.  Не всегда ритуалы могут  урезонить тревогу.  При обсессивно-компульсивном расстройстве люди повторяют одни и те же действия снова и снова, потому, как не чувствуют уверенности в том,  что все сделали правильно. Например, достаточно вымыли руки.

днако если отойти от  патологии и переместиться в зону, между  навязчивостями и нормальным применением ритуалов в жизни, то мы можем обнаружить группу людей, которые используют ритуалы, для того, чтобы  предохранить себя от тревоги, которая связана с их личными страхами и различными катастрофическими семейными сценариями.

Я думаю, что навскидку, пожалуй, каждый может назвать одного или 2-х своих знакомых, которые, если им начать делать комплименты, начинают отказываться их принимать.  Причем видно, что комплимент им приятен, и заслуги они свои признают, но вот по каким-то неведомым  причинам, прежде, чем признать себя молодцом,  раз 10 перечислят свои  отрицательные стороны, которые не позволяют им молодцом считаться. Т.е. им надо еще подоказывать, что ты настоящий молодец. И только потом они нехотя согласятся.

Если их спросить, а вообще зачем все это надо… Может,  рисуешься или ломаешься, может, хочешь продлить минуту славу  или может еще как-то специально выгибаешься, чтобы почувствовать свое превосходство… то они часто отвечают, что и сами не знают, зачем они это делают. Более того, вот все эти уговоры типа, «да ну лаааадно, ты все равно хороший» их раздражают и они себя чувствуют не в своей тарелке. Им хочется, чтобы их ужа поскорее закончили хвалить.   Ибо когда их хвалят, они чувствуют прилив тревоги разной интенсивности.

И такое поведение касается не только похвалы. Это и предложение помощи, оплата труда, расспросы о хорошо проведенном отпуске и вообще все, что угодно.

Дело в том, что похвала, принятие помощи или требование денег за оплату для человека  является чем-то кардинально важным, что меняет ситуацию или его жизнь полностью. Это с его индивидуальной точки зрения. Например, принимая похвалу безоговорочно,  ты «зарываешься», принимаешь ответственность. Если ты спекла  вкусные пироги, то теперь после того как тебя похвалили, ты должна всегда печь такие же, а то и еще лучше. А ведь кто знает, как с пирогами выйдет? Может быть, и откреститься лучше сразу, чтобы потом по пирогам претензий больше не было. Хотя на самом деле никто не утверждает после удачного опыта пирогов план качества кулинарных изделий в доме и не берет подписку о его выполнении. Личность сама на себя в своем воображении пытается наложить эту ответственность и сама себя от нее освобождает путем развенчивания своих кулинарных способностей. Но так как это ритуал, то происходит «развенчивание» не по настоящему, а понарошку. Личность признает свои заслуги с оговорками и приобретает некий выход  из ситуации воображаемого обязательства.

Отказ от оплаты за услугу или работу символически дает возможность человеку почувствовать себя неденежным, некорыстным человеком, если в его понимании богачи люди испорченные.  Даже если у него нет явных негативных мыслей по отношению к властьимущим, ему так спокойнее чувствовать себя несвязанным с деньгами. Кроме того, деньги ,так же как и пироги, накладывают ответственность. Если ты взял за работу деньги, то подписался на некие обязательства и качества выполняемых работ. С одной стороны это само собой разумеющееся следствие выполняемых работ, с другой стороны кто знает, вдруг заказчику разонравится или еще что… и он спросит.

Фактически все эти отказы признать заслуги  являются ритуалами охранительными. Т.е. они  будто бы охраняют личность от чего-то плохого, чего она сама видит в создавшейся ситуации. Все это можно было бы считать милой особенностью, но на самом деле все эти реверансы и кружения на месте «да я вовсе не такой»  могут довольно сильно вредить человеку. Ну, вот если ты три раза отказался от денег за работу, все ли работодатели тебе будут предлагать их 4-ый раз, да и впредь оплачивать , к примеру, внеурочный труд. Ну, если работник говорит боссу: « да что вы Иван Иваныч, не возьму я эти деньги», не каждый Иван Иваныч в следующий раз предложит их снова. Если ты работаешь ненормированно и не хочешь за это денег с первого раза, то и предлагать зачем? В следующий раз именно бессребреник окажется первым кандидатом на  предмет «поработать забесплатно».

Довольно  характерно, что у большинства людей, активно использующих такие  охранные ритуалы есть своя «целевая ритуальная аудитория». Они могут далеко не всегда отказываться от хорошего в свою сторону. Часто  танцы « я не такая уж и хорошая, и не так уж мне много и надо» исполняются перед теми,  чье мнение может быть важно для самого танцующего. В других же случаях все принимается без сучка и без задоринки.

а самом деле ритуал отказа и защиты в этом случае совсем не обязателен. Он ни на что не влияет. Он не защищает от промахов и каких-то внешних обстоятельств. Работает это только в воображении, точно так же как и стук об дерево.   Желающим избавиться от лишних телодвижений нужно в первую очередь определиться с тем, что их пугает в перспективе принять похвалу или признать положительную оценку окружающих. Действительно ли отказ считать себя достойными людьми им более приятен и меняет их жизнь к лучшему?

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)