Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Sunday, 30 September, 21:09, gutta-honey.livejournal.com

Я тут недавно учувствовала в одном диалоге онлайн.  Воспитание детей и обучение их навыкам общественной жизни проблема насущная. И особенно неясно стоит вопрос с агрессивностью.

    



 Знаете, из человека полностью агрессию не убрать никак. Даже пушистые кролики, хомячки и другие мимимишные твари могут быть весьма агрессивны. И даже когда человек категорически отказывается  бить кому-то морду, это тоже своего рода агрессия – пассивная агрессия. Т.е. человек сопротивляется другим, их ожиданиям ( порядочный человек ДОЛЖЕН набить за такое морду), традициям ( в таких случаях морду бить нужно в обязательном порядке).

    Да, агрессию можно подавлять, но из этого обычно тоже ничего хорошего не получается. Она все равно выходит где-нибудь, то ли в  болезнях, то ли дома на головы членов семьи, то ли человек проявляет агрессию к самому себе. В последнем случае это суициды, самоповреждение и самосаботажное поведение.

     Я так полагаю, что со времен перестройки люди стали очень озабочены вопросом агрессии у себя. Никто не спорит, что некоторое количество агрессии улучшает функционирование человека в жизни. Это и карьера, и отношения, и дружба, в конце концов. Любое сближение с другим человеком несет в себе небольшую долю той самой агрессии.  Молодому человеку нравится девушка и когда-то он должен подойти к ней и  познакомиться.  Грубо говоря «вломить» себя во внутренние границы красавицы. Что произойдет дальше, не известно. Может быть девушка вынесет  нарушителя с вещами на выход  со своей территории, а может быть «внесет» себя в  границы молодого человека.

   Это не очень похоже на агрессию, как большинство людей ее понимают. А многие понимают, что если агрессия, то значит обязателен гнев  или демонстрация угрозы.  А из этого следует цепочка рассуждений: если агрессия это хорошо, и помогает в жизни-любви-работе, то ребенка надо учить быть агрессивным – он должен чаще демонстрировать гнев и угрозу окружающим, и тогда он будет преуспевать и ничего с ним не случится.   Ведь все сразу увидят, что он силен, и никто его пальцем не тронет.

   Особенно людям мнится, что это 100% средство от всех хулиганов. Вот подошел к сыночку хулиган, а сыночек его уже на подходе трехэтажным матом покрыл, а потом догнал и в морду дал.  Хотя в этой ситуации лично мне все время виделся какой-то непорядок. Так кто из 2-х детей хулиган? Кто подошел, или кто в качестве превентивного удара  дал матом в глаз?

   Да-да, так многие родители  школьных хулиганов и рассуждают. Ребенок должен выживать в агрессивной среде школы. Кто-то покосился в сторону не вовремя, то сразу этого ребенка надо поставить на место. Определенно это будущий хулиган. Так вот, вроде бы все родители детей готовят к борьбе с хулиганами, а хулиганы в детской среде не переводятся.

   Но, это так скажем хулиганы «выученные». Т.е. их научили, что такое поведение правильное. А вот если взять просто тех самых хулиганов, которых все боятся. Кто это такие? Это дети и подростки с  психологическими проблемами и психическими расстройствами.  Это я пишу не для того, чтобы их пожалели бедных несчастных и все им простили все прошлое и будущее.

  Нужно довольно четко понимать с кем имеешь дело. Представьте, что наш мозг представляет собой большой автомат-пинбол. Мы выстреливаем шариком ситуацией во чрево автомата, после чего этот шарик начинает метаться по полю, стукаясь о разные препятствия, отлетая в сторону с разными  звуковыми эффектами. Но через какое-то время, шарик  все равно свалится в дырку и игра закончится. Каждый человек  может разное время гонять в себе такой шарик - идею или шарик-ситуацию, создавая у себя разные свето-звуковые эффекты. Невротики, к примеру, очень умело работают нижними створками ворот, и когда шарик уже почти вывалился, они снова запускают его в игру. Что же касательно людей с нарушением личности и поведения, то у них эти самые ворота, через которые  шарик должен выпасть находятся в труднодоступном месте. Например, в верхнем левом углу поля. Т.е. внизу дырки нет вообще, и шарик может носиться по полю бесконечно долго.

   Теперь ближе к практике: 2 ребенка поспорили и подрались. Дело обычное, мальчишки это делают довольно часто. Даже после того, как они  разошлись злые и обиженные друг на друга, через какое-то время шарик – причина их драки, пометавшись, выпадает в нижние  ворота и они готовы к дальнейшим взаимодействиям. Нет, они драку не забыли, просто ушли эмоции. Ребенок невротизированный, будет шарик бесконечно подбрасывать и переживать.   У ребёнка с расстройством поведения шарик будет либо носится по полю длительное время, либо остановится где-то в уголке, чтобы снова в определенный момент начать свою беготню. Если шарик носится по полю неопределенно долго, то со временем все сдерживающие механизмы приходят в негодность. Правила игры нарушаются и исчезают.

   Более того, нужно осознавать, что нынешний хулиган менее отягощен моральными принципами и романтическими установками.  Т.е. если ты проиграл матч реванш, то значит, ты проиграл в этом сезоне, или там драка один на один, или еще что-то  такое из рыцарских романтических романов.

   По этой причине конфликт с подобными  людьми ( в данном случае детьми) всегда обещает эскалацию. Даже если вы за правду, это не поможет. А до какой степени ваш хороший ребенок сможет нагнетать конфликт и справится с последствиями общения с неблагополучным ребенком? У всех есть определенный уровень умения контролировать ситуацию и конфликт. Это касается и детей и взрослых. И бывает так, что родители  именно те люди, которые подталкивают детей на развитие конфликта до уже непереносимых ребенком уровней.

   Чтобы длительно вести борьбу с психопатом не отвлекаясь на происходящее, нужно быть тоже психопатом.  Если ты не психопат, то необходимо как-то искусственно регулярно себя накручивать. Ну, знаете,  типа «поднимать боевой дух». Иначе, если с вами все в порядке, естественные процессы выплюнут «шарик ваших переживаний» и вам будет неохота выяснять с нездоровым в рассуждениях человеком «кто черпал из чьей чашки». У детей, в норме, процесс «выбрасывания шариков» работает гораздо лучше. Даже если шарик очень большой, то мозг его хитро упакует.  Но вот родители бывает, что ребенка учат не забывать держать мячик в игре.  Мол пока  мяч в воздухе, ты настороже, мяч упал значит кто-то тебе сейчас  поддаст.

   На самом деле все люди всегда немного настороже, все это и так работает в фоновом режиме. Мозг всегда находится в состоянии сканирования окружающей среды на предмет опасности и автоматически конструирует способы ее избегания. И самое главное, мозг определяет, какая  опасность в какой степени действительно опасна  и в каком случае. К примеру, все знают, что «в розетках ток».   Электричество опасно, но люди знают, как с ним работать, а не ползают мимо розетки вдоль косяка противоположенной стены. Тем не менее, электричество в определенных  ситуациях иногда становится более опасно, чем обычно.

    Постоянное же стимулирование уровня настороженности у ребенка в отношении вероятных хулиганов может привести к  тому, что ребенок перестает ранжировать источники угрозы. Все, что не совпадает с его точкой зрения, будет казаться угрожающим и требующим немедленного  ответа, а именно агрессии и гнева.  Детям таким становится трудно договориться с другими, потому  что тот, кто имеет другую точку зрения по определению человек плохой, а следовательно нефиг с ним вообще говорить. Нужно сказать, что он дурак или сразу применить силу. Они могут с трудом добиваться своих жизненных целей, потому что людям вокруг не всегда нравится находиться на гране конфликта из-за мелочей.

    С агрессией  ведь  та же история что и с электричеством.  Важно не то, есть ли она  (а она есть у всех), а умеет ли ребенок ей пользоваться. Ситуации бывают разные и не в каждую надо метать молнию напряжением миллион вольт. Потому, что с последствиями такого молнееметательства будет справиться сложно. Да и будет ли польза для молнееметателя. Он уже привыкнет работать по-крупному.

   Что же касательно родителей, то иногда бывают очень интересные люди.  Вплоть до того, что ребенок у них является инструментом в борьбе с теми, кто неправ.  Какая-то романтика книжная, про  «огрызающихся маленьких  злых волчат, которые умирают, но не сдаются без боя»  или оленей, которые чтобы не  сдаться на милость охотников сбрасываются со скалы.   У меня просто дух захватывает и хочется спросить: « Вы что, в серьез, о своих детях говорите?»   Предлагаешь, а не перевести ли вам ребенка в другую школу, если создался такой крайний конфликт. Отвечают, что пусть противоположенная сторона уходит, потому что они неправы а мы «на своих 16-ти квадратных аршинах сидели и сидеть будем»  Главное врагам не сдаться, мы ж волчата и если край, то в пропасть сиганем.

   И ладно,  если конфликт с группой детей. Но конфликт с учителем. Даже если и учительница совершенная психопатка ( да, и такое в жизни имеет место)  учить ребенка  говорить ей в лоб, что она дура и хамка не  правильная  стратегия. Вы что полагаете, если она дура-хамка-психопатка, ее накроет волной стыда после таких обвинений со стороны третьеклассника?   Ну, это не тот уровень с которым ребёнка может справиться. И да, учитывая, что тактика родителей «умереть и не сдаваться», для ребёнка это отличная ситуация быть зажатым между амбициями родителей и учителя.

  Вот сейчас спросят, а как же поступать. Только пошагово напишите: 1,2 ,3.  Повторю  что все дети разные и ситуации неравнозначные. Главное, что родители должны  почаще спрашивать чему они учат ребенка и как это может отразиться на нем дальше. Что вы делаете, помогаете ему или решаете свои внутренние проблемы.



Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)