В Индийском океане обнаружены поля курильщиков там, где их не должно быть

Friday, 23 December, 11:12, oceanology.ru
submarine-hydrothermal-vents.jpg Открытие крупных полей подводных гидротермальных источников на юго-западе Индийского океана и удивило, и взволновало учёных: считалось, что их там просто не может быть. «Кратеры — высота некоторых достигала 20 м — извергали чёрный дым и кишели жизнью, а вулканические породы блестели золотом. Это был великолепный вид», — вспоминает Тао Чуньхуэй из Второго института океанографии в Ханчжоу (КНР), руководитель китайско-американской экспедиции 2007 года. Открытие стало неожиданностью для многих океанографов. Как известно, большинство подводных гидротермальных источников возникает в результате вулканических извержений, которые происходят, когда тектонические плиты отрываются друг от друга. Попутно это приводит к формированию срединноокеанических хребтов, проходящих зигзагом общей длиной 65 тыс. км по всей планете, как сеть гигантских молний. Долгое время специалисты считали, что число жерл в той или иной области зависит от скорости расширения хребта. Подсчитано, что в районе медленнее других растущего хребта — Юго-Западного Индийского (разделяющего Африканскую и Антарктическую плиты со скоростью менее 14 мм в год) — на каждые 200–300 км² должен приходиться только один курильщик. Гипотеза была поставлена под сомнение, когда ряд исследователей (в том числе герои нашей заметки) обнаружил в районе этого хребта струйки с необычной температурой, мутностью и химическим составом. Это и побудило учёных организовать несколько экспедиций на китайском научном судне «Даян Ихао». Подводный робот «Автономный бентический исследователь» (Autonomous Benthic Explorer), разработанный и управляемый специалистами из Океанографического института Вудс-Хоула (США), выполнил систематические исследования морского дна, измерив свойства воды, составив подробные карты дна с помощью эхолота и получив фотографии с высоким разрешением. Гидротермальные источники, обнаруженные исследователями, сосредоточены в трёх областях, каждая размером с футбольное поле, на глубине около 2 700 м. «Это одни из крупнейших вентиляционных полей, известных науке», — подчёркивает глава американской группы Цзянь Линь из Океанографического института Вудс-Хоула. Удивительно высока и частота курильщиков — около пяти жерл на 200 км². Впрочем, этот показатель, скорее всего, не распространяется на весь хребет. Исследователи обнаружили множество животных, облюбовавших окрестности гидротермальных источников: мидий, брюхоногих Crysomallon squamiferum, морских уточек и актинии. Одни выглядели как новые виды, другие были похожи на создания, обитающие в подобных местах центральной части Индийского океана и юго-западной — Тихого. В конце ноября Джон Копли из Саутгептонского университета (Великобритания) и его коллеги на борту научного судна «Джеймс Кук» нашли там также новые виды крабов и морских огурцов, которые до этого встречались только в Тихом океане. Это важная информация, так как она помогает понять, как эволюционно и генетически связаны между собой различные морские животные, обитающие в аналогичных условиях. vents-composite-image.jpgКомбинированное изображение одного из курильщиков в районе Юго-Западного Индийского хребта (фото авторов работы). Гидротермальные источники содержат также сульфидные месторождения, богатые медью, цинком и золотом, что разжигает аппетит Китая к глубоководной разведке. В июле с. г. Международное управление по проблемам морского дна разрешило Поднебесной исследовать район площадью 10 тыс. км² вдоль Юго-Западного Индийского хребта в течение 15 лет. Одновременно Россия получила право на разведку полиметаллических сульфидов вдоль части Срединно-Атлантического хребта, а Науру и Тонга — на поиск полиметаллических конкреций на востоке центральной части Тихого океана. Это вызвало дебаты о необходимости сбалансировать научные исследования, спрос на минеральные ресурсы и защиту глубоководной среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Geology. ?ak_action=api_record_view&id=2130&type=feedКомментариев на данный момент: 1. Вы можете добавить комментарий.Связанные записи Ученым удалось определить дно Тихоокеанской тектонической плиты Спутник ALI сфотографировал идеальную дыру на дне океана Предложен новый способ измерения роста уровня океана Обнаружено самое малонаселённое место океанского дна Древних обитателей океана убила кислота oceanology?d=7psxW5EE9d4 oceanology?d=yIl2AUoC8zA oceanology?d=qPPKJENmvh8 3CVcBoiCay0