Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Заключение по Фромму

Sunday, 20 November, 05:11, imbg.livejournal.com
Написано вслед предыдущему посту (там был опубликован короткий абзац из работы Э. Фромма "Иметь или быть" - о том, как различно ориентированные студенты ведут себя при обучении - одни все тщательно записывают, заучивают и особо не понимают суть предмета. Другие понимают саму суть, не утруждая себя конспектами. Ни те, ни другие, не есть абсолютными молодцами - просто так есть).




Я в начале хотел посмотреть, насколько нужны такие поучения в стиле книги Фромма. Ведь если каждый не сможет адекватно оценить себя, понять в каком он "классе" людей и, соответственно, куда ему меняться - то смысла от таких поучений должно быть мало. И поставил этот занимательный эксперимент: я предложил каждому высказаться, кем есть он. Я ожидал, что подавляющее большинство запишется во второй класс студентов - те,кто ловят суть и не копошаться в деталях. 

Но, как часто это бывает, эксперимент показал совсем другое - очень убедительно и абсолютно неожиданно. То, что подобные книги не  есть инструкцией или методикой, и ждать от них этого глупо с моей стороны. Роль таких книг совсем другая.

Каким-то неведомым набором струн цитата спровоцировала бурное и красивое обсуждение, и оказалось, что многие, прочитав ее,  захотели высказаться - за или против, но обязательно с разбором каких-то вопросов. Т.е. такие книги заставляют каждого прочитавшего задуматься и понять те или другие вещи. И прочитав ее, такой человек уже чем-то отличается от того человека, каким он был прежде (Э.Ф.). Это неожиданное и прекрасное открытие,которое я сделал для себя. 

Кстати, вам должно понравится продолжение этой главы в книге. Например, абзац особо актуален для ЖЖ:

...БЕСЕДА

Различие между принципом обладания и принципом бытия можно легко наблюдать на примере двух бесед. Представим себе сначала типичный спор, возникший во время беседы двух людей, один из которых. А, имеет мнение X, а второй, В, -- мнение У. Каждый из них отождествляет себя со своим собственным мнением. Каждый из них озабочен тем, чтобы найти лучшие, то есть более веские аргументы и отстоять свою точку зрения. Ни тот, ни другой не собирается ее изменить и не надеется, что изменится точка зрения оппонента. Каждый из них боится изменения собственного мнения именно потому, что оно представляет собой один из видов его собственности, и лишиться его -- значило бы утратить какую-то часть этой собственности.

Несколько иная ситуация возникает в беседе, которая не носит характер спора. Кому не знакомы чувства, которые испытываешь при встрече с человеком, занимающим видное положение, или пользующимся известностью, или даже обладающим действительными достоинствами, или с тем, от кого мы хотим получить что-то: хорошую работу, любовь, восхищение?

В подобных обстоятельствах многие склонны проявлять по крайней мере легкое беспокойство и часто "готовят" себя к этой важной встрече. Они обдумывают темы разговора, которые могли бы быть интересными для их собеседника; они заранее задумываются над тем, с чего бы лучше начать разговор; некоторые даже составляют план всей беседы -- той ее части, которая отводится им самим. Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде.

Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса.

Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают.

Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них.

В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все. Они живо и полностью вовлекаются в разговор, потому что их не сдерживает озабоченность тем, что они имеют. Присущая им живость заразительна и нередко помогает собеседнику преодолеть его собственный эгоцентризм.

Таким образом, беседа из своеобразного товарообмена (где в качестве товара выступают информация, знания или общественное положение) превращается в диалог, в котором больше уже не имеет значения, кто прав. Из соперников, стремящихся одержать победу друг над другом, они превращаются в собеседников, в равной мере получая удовлетворение от происходящего общения; они расстаются, унося в душе не торжество победы и не горечь поражения -- чувства в равной степени бесплодные, -- а радость...

  Э. Фромм "Иметь или быть"  
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)