Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

LXXIII ШБО: варианты

Sunday, 17 March, 17:03, prokhozhyj.livejournal.com
 
      Случилось так, что в этом году я не попадаю на – наконец-то снова очный! – I тур ШБО. Собственно, если всё нормально, то в этот момент я должен ехать в поезде. Так что вариант я залил сюда чуть пораньше, попросив ЖЖ сделать его публичным вот сейчас, в красивое время 17:17 17 марта, с запасом после отсечки времени, начиная с которой варианты I тура LXXIII ШБО более не являются закрытыми. Надо думать, варианты уже появились и на сайте ШБО, но я каждый год выкладываю их для интересующихся и тут. Очень надеюсь, что тур прошёл хорошо, и завидую тем, кто был на факультете :).
 

LXXIII Школьная биологическая олимпиада МГУ (2024 г.), I тур.


            Вариант 6 класса.

      Вопрос № 1. Известно немало случаев, когда обитатели суши питаются едой "морского" происхождения: чайки ловят рыбу, медведи ловят пришедших на нерест лососей, утки-гаги собирают морских моллюсков... А знаете ли вы обратные случаи, когда еда "материкового" происхождения оказывается в неслучайных количествах в желудках обитателей морей?.

      Вопрос № 2. Как наземные позвоночные используют свой хвост? Приведите как можно больше примеров разного использования.

      Вопрос № 3. И Петя, и Лена живут рядом на окраине города. Каждый повесил зимой свою кормушку для птиц. На кормушку Пети обычно прилетают домовые воробьи, большие синицы, изредка лазоревки, сизый голубь (обычно один), а на кормушку Лены домовые и полевые воробьи, часто большие синицы и лазоревки, поползни, сойка, изредка большой пёстрый дятел, сизые голуби и серые вороны. С чем может быть связана такая разница?

      Вопрос № 4. Как бы вы попытались определить, на каком растении развиваются гусеницы обнаруженной вами неизвестной бабочки? Постарайтесь предложить несколько разных способов.

      Вопрос № 5. Какие из этих медов не могут существовать и почему?

        1) липовый мёд
        2) папоротниковый мёд
        3) берёзовый мёд
        4) гречишный мёд
        5) каштановый мёд
        6) пшеничный мёд
        7) кактусовый мёд
        8) вересковый мёд
        9) цикутовый мёд

     

            Вариант 7 класса.

      Вопрос № 1. По каким признакам или явлениям определить, встречается ли в данной местности определённый вид животных, если известно, что он очень редок и на "личную встречу" с ним рассчитывать не приходится?

      Вопрос № 2. Каковы преимущества и недостатки утолщения листа растения?

      Вопрос № 3. Цветки привлекают насекомых, опыляющих растения. Но ведь насекомое не обязано посещать цветки строго одного вида и может принести на цветок чужую пыльцу. Как растения обеспечивают получение пыльцы именно своего вида?

      Вопрос № 4. У одних млекопитающих детеныши рождаются голыми и слепыми и долго остаются в логове. У других – зрячими, в шерсти и уже вскоре после рождения способными к самостоятельному передвижению. Как вы думаете, с какими особенностями биологии этих животных это может быть связано?

      Вопрос № 5. Посадив некоторые растения из покупных семян, можно на следующий год успешно вырастить такие же растения из семян, вновь полученных осенью. А с другими растениями так не выйдет. Почему и с чем это связано?

      Вопрос № 6. Животные некоторых видов, обнаружив пищу, начинают скликать своих сородичей. В чём могут быть причины такого поведения? Ибо на первый взгляд выгоднее было бы потихоньку наестся самому... Рассмотрите разные варианты.

      Вопрос № 7. В неблагополучных регионах бывает, что после крупных катастроф (цунами, землетрясений и т. д.) в пострадавших районах остаётся много неубранных трупов животных, а иногда и людей. Считается, что они могут вызвать эпидемии среди тех, кто остался в живых. Верно ли это мнение? Если нет, то почему? Если да, то какие именно болезни могут в таких условиях дать вспышку?

     

            Вариант 8 класса.

      Вопрос № 1. В середине лета с яблони начинают падать яблоки. Почти все упавшие яблоки выглядят довольно странно: одна половинка маленькая, мягкая и с румяной кожицей, другая – гораздо больше, твердая и зелёная. В маленькой почему-то всегда сидит "червяк" или есть червоточина. Как так получается?

      Вопрос № 2. Девочка Маша увлекалась природоведением, и хорошо знала, что осенью многие птицы улетают от зимы на юг. Каково же было её изумление, когда однажды в декабре, после недели морозов, она на прогулке увидела белую трясогузку, весело бегавшую по пляжику у незамёрзшего участка соседней реки. Маша продолжала ходить на речку навещать трясогузку, и, когда зима уже кончалась, записала про неё в своём дневнике:

      "...С трясогузкой всё в порядке, жива-здорова. Несомненно, весной она сможет первой выбрать лучший из гнездовых участков, и не будет утомлена долгим перелётом. Так вот, если выясняется, что этот вид птиц может благополучно перезимовывать, то зачем они улетают и теряют такие преимущества?"

      Как бы вы объяснили девочке Маше, почему они всё-таки улетают? Приведите максимально широкий спектр аргументов.

 
      Вопрос № 3. В январе 2024 года по новостным лентам прошло сообщение, что в реке Дунай, налетев на мост, затонула баржа с тысячей тонн азотных удобрений. Попробуйте спрогнозировать возможные последствия этого происшествия с биологической точки зрения.

      Вопрос № 4. У некоторых копытных животных, имеющих рога, они появляются в молодости и так и остаются со своим владельцем. Так происходит, например, у быков, коз и баранов. Другие копытные, например, олени и лоси, регулярно сбрасывают рога и отращивают их заново. С чем может быть связана разница в этих двух стратегиях?

      Вопрос № 5. Заброшенное поле возле реки заросло борщевиком Сосновского (Heracleum sosnowskyi). В половодье огромное число семян борщевика плывёт вниз по реке и оседает на пойменном лугу ниже по течению. Однако прорасти там удаётся только единичным экземплярам. Почему подавляющее большинство попавших на луг семян не прорастает и почему некоторым всё же удаётся прорасти?

      Вопрос № 6. Большой участок леса вошёл в черту города и был частично застроен, а частично превращён в парк. Некоторые из обитавших в этом лесу животных постепенно исчезли даже в парковой зоне, в то время как другие неплохо освоились в новых условиях. Как вы думаете, какими чертами обладают животные, относящиеся к первой группе, а какими – ко второй? Какие особенности их биологии предопределили их судьбу?

      Вопрос № 7. Иногда попадаются такие фразы из рекламы:

        1) "При регулярном употреблении наше средство укрепит ваш иммунитет!"
        2) "Наш продукт заведомо полезен, ведь он содержит только стопроцентно натуральные ингредиенты!"
        3) "Продукт изготовлен без добавления сахара, использованы только патока и мёд!"
        4) "Наш пышный бездрожжевой хлеб"
        5) "Наше рафинированное подсолнечное масло не содержит холестерина и ГМО!"
        6) "Наш мясной фарш не содержит растительного белка!"

      Какие сомнения они у вас вызывают и почему?

     

            Вариант 9 класса.

      Вопрос № 1. Поручик Алексей Михайлович Чебурков на досуге любил прививать хвойные. В его имении в Пензенской губернии климат достаточно суровый, а ему хотелось красивую живую изгородь из туи и кипариса. Алексей Михайлович заметил, что если прививать на корни ели черенок туи "с пяточкой", то есть оставленным у его основания кусочком коры маточного растения, то приживаемость черенков сильно улучшается. Предложите свои объяснения этому факту.

      Вопрос № 2. Представим, что учёные воссоздали шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius). Как вы думаете, можно ли будет выпустить этих животных в дикую природу, или они будут обречены жить только в зоопарках? Ответ обоснуйте.

      Вопрос № 3. Хорошо известно, что обычно чем крупнее млекопитающее, тем дольше оно живёт (вспомним, например, домовую мышь и слона). Тем не менее, мелкие породы собак почти всегда живут значительно дольше крупных. Как вы думаете, почему? Предложите разные варианты ответа.

      Вопрос № 4. Можно ли хотя бы в каких-то случаях доказать, что условный рефлекс действительно может осуществляться без участия сознания? Предложите, как это можно сделать.

      Вопрос № 5. Рыба гниёт с головы. А почему?

      Вопрос № 6. У многих мелких певчих птиц в условиях большой плотности гнездовий часто бывает, что родители выращивают генетически чуждых им птенцов. С помощью современных генетических методов было показано, что не только птенцы, которых выкармливают родители, им не родные, но иногда и родные птенцы этой пары выращиваются в других гнездах. Как вы думаете, как может так получаться? Казалось бы, птицам выгоднее выкармливать родных птенцов. Почему же такое положение дел существует?

      Вопрос № 7. Какими способами могла бы получиться кошка с такой мордой? Как проверить, какое из ваших предположений верно? Если вам не хватает какой-нибудь информации об этой кошке, скажите, какой именно и зачем она вам нужна.



     

            Вариант 10 класса.

      Вопрос № 1. Один философ выдвинул такое возражение против теории Дарвина: «Если все эволюционные изменения должны повышать приспособленность организма, то как кровеносная система рыб могла преобразоваться в кровеносную систему земноводных? Ведь у рыб все ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью, обогащённой кислородом, а у амфибий в них поступает смесь артериальной и венозной крови! Разве мог естественный отбор поддержать такие изменения?» Что бы вы могли ему ответить?

     Вопрос № 2. В палеонтологии есть понятие "таксоны Лазаря". Так называют группы живых организмов, чьи остатки встречаются в каменной летописи до определенного времени, в более поздних отложениях отсутствуют, а затем представители этой группы снова появляются в ещё более поздних слоях или вовсе обнаруживаются живыми. Чем можно объяснить существование таких разрывов?

      Вопрос № 3. Лихорадка Х. – вирусное заболевание, известное в Австралии. Люди болеют им редко, обычно это владельцы конюшен, конюхи, тренеры, жокеи, ветеринары. Если человек заболевает, последствия оказываются тяжелыми, весьма вероятен смертельный исход. Природным резервуаром вируса являются крыланы – крупные фруктоядные летучие мыши. В Австралии существует общество волонтеров, подбирающих и выхаживающих раненых крыланов. За все время существования этого общества ни один из его членов не заболел лихорадкой Х. – хотя у многих в крови обнаружены антитела к этому вирусу. Как это можно объяснить и почему другие люди всё-таки болеют этой болезнью?

      Вопрос № 4. Для борьбы со злостным сорняком, занесённым в южные районы России, туда завезли его естественного врага – жука, питающегося именно этим растением. У себя на родине этот вид не летает, хотя крылья у него сохранились. Однако на новом месте через несколько лет среди жуков стали встречаться летающие особи, а ещё через некоторое время вся российская популяция жуков стало летучей. Почему это произошло и почему в своем естественном ареале этот жука остаётся нелетающим?

     Вопрос № 5. Обычно, если уж растение обладает какими-то лекарственными свойствами, оно обладает ими на всём своём ареале, а иногда это же свойство проявляется и у близких видов. Но иногда случается, что лекарственные свойства отмечаются у растений не просто строго одного вида, но только у растений этого вида, выросших в определённой местности. Чем это может объясняться и как вы стали бы проверять ваши предположения? Постарайтесь рассмотреть несколько разных гипотез.

      Вопрос № 6. Согласно медицинской статистике, у темнокожих американцев меланома (рак кожи, при котором опухоль развивается из пигментных клеток) встречается существенно реже, чем у белых, но среди заболевших чаще приводит к летальному исходу. Почему? Рассмотрите возможные объяснения.

      Вопрос № 7. На одном рыборазводном заводе пытались разводить и выпускать в природу мальков одного из видов лососей (компенсируя тем самым ущерб от вылова рыб). Поскольку заводчане имели дело с проходной рыбой, живущей в море, но нерестящейся в пресной воде, мальков подращивали в пресноводных бассейнах, а после этого переводили в солёную воду – закачивая её в бассейн. Увы, на этом этапе случалась массовая гибель мальков. Но вот однажды насос сломался в разгар процесса, и, пока его чинили, малькам пришлось прожить почти сутки не в пресной и не в солёной, а в солоноватой воде. Когда же насос всё-таки починили и в бассейне окончательно поменяли воду, оказалось, что мальки и не думают погибать, и в этой партии мальков отход был минимальным! Передержку мальков в солоноватой воде ввели в практику, и работа рыбзавода наладилась. Как вы думаете,

        1) что произошло с мальками?
        2) а может ли происходить такая передержка в естественных условиях, и, если да, то как?

      Не стесняйтесь рассмотреть разные варианты.

     

            Вариант 11 класса.

      Вопрос № 1. Американские учёные поставили длительный эксперимент, предоставив бактериям вида Escherichia coli (кишечная палочка) свободно эволюционировать в питательной среде. В течение более чем 30 лет сменилось 75 тысяч поколений бактерий, и все это время бактерии продолжали эволюционировать, накапливая полезные мутации. В то же время датские микробиологи, изучая пробы бактерий, взятые с определённой периодичностью из дыхательных путей хронических (многолетних) больных, обнаружили, что быстрая эволюция бактерий шла только в первые годы после начала заболевания, а затем она практически останавливалась (за исключением накопления нейтральных мутаций). Как вы думаете, с чем связаны столь различные результаты эксперимента и клинических наблюдений?

      Вопрос № 2. В Калифорнии известен род многоножек, живущих в почве или лесной подстилке и активных только в тёмное время суток. Покровы этих многоножек, вплоть до кончиков ножек и усов, светятся в темноте. При этом сами многоножки совершенно слепы. Как мог возникнуть такой признак и может ли он иметь функциональный смысл (смыслы)? Как можно проверить ваши предположения?

      Вопрос № 3. В зоогеографии известно явление "географического стиля", когда множество видов одного региона (материка или большого острова) обладают сходными признаками, отсутствующими у их ближайших родственников в других регионах. Например, в Южной Америке известно около сотни видов цепкохвостых (использующих хвост как хватательную конечность) млекопитающих, принадлежащих к пяти разным отрядам. В то же время в Старом Свете цепкохвостостью обладает только бинтуронг (животное семейства виверровых) и три вида панголинов. В окраске многих зверей и птиц в Евразии преобладают коричневые, рыжие или жёлтые тона, в то время как в окраске их ближайших родственников в Северной Америке – пепельные, серые или чёрные. Известны и другие примеры региональной "моды" на определенные признаки. Как вы думаете, с чем может быть связано это явление?

     Вопрос № 4. Проведённый недавно анализ данных по нескольким сотням видов млекопитающих показал, что чем выше у данного вида относительный размер мозга (отношение массы мозга к общей массе тела), тем больше у этого вида шансов попасть в Красную книгу. Чем обусловлена такая корреляция и как её совместить с тем известным фактом, что в ходе эволюции этот показатель у млекопитающих, как правило, увеличивался?

      Вопрос № 5. Недавно в геноме человека были обнаружены однонуклеотидные полиморфизмы (т.е. генетические варианты, отличающиеся от стандартных для данного вида последовательностей одним нуклеотидом), вызывающие повышение риска развития зависимости от опиатов. Таких полиморфизмов нашлось целых 10, в разных генах, как опиатных рецепторов, так и других. Эти полиморфизмы увеличивают риск развития зависимости, однако не определяют однозначно её возникновение. Как вы думаете, почему в геноме человека так много таких полиморфизмов? Ведь зависимое поведение резко снижает выживаемость особи и вероятность оставления ею потомства.

      Вопрос № 6. У бактерий горизонтальный перенос генов (т. е. передача генетической информации между неродственными организмами, часто – разных видов) распространён очень широко, есть даже специальные приспособления для его обеспечения. У эукариот это явление тоже встречается, но играет несравненно меньшую роль, особенно у многоклеточных организмов. Как вы думаете, почему?

 
      Вопрос № 7. Не собранные осенью яблоки, замёрзшие прямо на ветках яблони до твердокаменного состояния, после оттаивания превращаются в удивительно вкусное блюдо и выглядят так, как будто подверглись кулинарной обработке. Как вы думаете, какие процессы происходят в таких яблоках?



      Успехов пишущим!

© Жюри ШБО, 2024.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)