Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Дела утиные: электротрамвайчики

Friday, 20 October, 18:10, prokhozhyj.livejournal.com
 

      С момента запуска московских речных электротрамвайчиков периодически задумывался, хорошо ли с них уток считать. Сегодня попробовал... Если кому интересна рапортичка, составленная по итогам для птичьей рассылки, то прошу – только сразу предупреждаю о некоторой её занудности.

      Летом–осенью 2023 г. в Москве было открыто регулярное движение электрических речных трамвайчиков («Ecobus» проекта № ТФРП.401) по двум маршрутам: причал «Киевский» (Бережковская набережная, квадрат К-7) – причал «Сердце Столицы» (ж/к «Сердце Столицы» на Шелепихинской набережной, квадрат И-5) протяжённостью 6 км (планируется продление на 4 км до причала «Парк Фили») и причалы «Автозаводский мост» (Новоданиловская набережная, квадрат Н-7) – «Печатники» (одноимённый парк, квадрат О-9), с посещением Нагатинского затона, протяжённостью 8,5 км. Маршруты заявлены как круглогодичные.
      Представляется соблазнительным использовать эти суда для маршрутных учётов водоплавающих. Пробное плавание по северному маршруту с попыткой наблюдения уток было проведено 20.10 2023 г. в 13:40–14:45 на трамвайчике «Яуза», погода была пасмурной, с лёгкой моросью, температура за бортом +6 °C (в салоне +10 °C). Результат оказался вполне обнадёживающим. Скорость трамвайчика достаточно невелика для уверенного опознания и подсчёта численности и полового состава проплываемых уток, при этом прекрасно просматриваются прибрежные воды Москвы-реки на участках, недоступных с суши. Надо отметить, что единственная открытая палуба находится на носу трамвайчика, но во время движения выход на неё запрещён, так что наблюдения приходится проводить сквозь панорамные окна салона. Искажения, привносимые стёклами, достаточно малы и могут быть проигнорированы при использовании бинокля, но, возможно, были бы заметны при фотосъёмке. В холодную погоду (вроде той, что была на тестовом маршруте) некоторые из стёкол пытались запотеть изнутри и требовали протирания, возможно, зимой бы возникли проблемы с изморозью, как в автобусах.
      Посадка и высадка на трамвайчик осуществляется через нос судна, так что сидячих мест с панорамным обзором по ходу движения на нём нет. Однако наблюдения по всей ширине реки легко осуществляются, если стоять у входной двери (с возможностью присесть боком на «подоконник» в проходе), или же если занять место у кормы с обзором полной панорамы _позади_ судна (кресла там стоят перпендикулярно ходу движения, так что оглядываться за спину не придётся). Как показала практика, утки трамвайчики игнорируют, и прекрасно оттуда видны. Кресла же в середине салона обеспечивают хороший обзор только со своего борта (хотя, возможно, зимой, если придётся протирать на стекле окошечки для наблюдений, они будут удобнее, но тогда на маршрут понадобятся два наблюдателя: по одному на каждый борт). Стоит иметь в виду, что эти кресла наиболее популярны у пассажиров, и, чтобы с гарантией занять одно из них, следует входить на трамвайчик в первых рядах. Это возможно, так как сама посадка происходит одномоментно, а перед этим подходящие люди ждут её в зале на причале.
      В целом результаты теста свидетельствуют, что трамвайчики могут быть удобны и полезны при учёте водоплавающих, и позволяют одному наблюдателю без особого напряжения просматривать многокилометровый кусок реки.

      Такие дела....

 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)