Открыты 120 участков генома, влияющих на диабет и липидный обмен

Wednesday, 13 September, 12:09, poisknews.ru
Уровень глюкозы в крови является важным биохимическим показателем, который связан с риском развития диабета. Уровень глюкозы в крови зависит не только от питания, образа жизни, но и от генетических факторов. Их удалось установить ученым из лаборатории искусственного интеллекта в биоинформатике и медицине Института искусственного интеллекта МГУ (д.б.н. Юрий Аульченко и к.б.н. Содбо Шарапов) в составе международного коллектива авторов, которые провели анализ уровней глюкозы и генетических данных более 470 тысяч человек. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Genetics. В будущем эти результаты могут привести к появлению новых лекарственных препаратов для лечения диабета второго типа. В результате исследования были обнаружены 120 участков генома, замены в которых приводят к изменению уровня глюкозы. Ранее роль 44 участков генома в регуляции уровня глюкозы не была известна. «Наша исследовательская группа занимается изучением генетического контроля гликозилирования белков с 2016 года и за это время смогла занять лидирующие позиции в этой области. Гликозилирование — это присоединение различных сложных углеводных полимера к белку. Имея накопленный опыт, мы обнаружили, что замены в нескольких из участков генома, приводящих к изменению уровня глюкозы и риска диабета, также связаны с изменениями в гликозилировании белков человека. Мы смогли установить, гликозилирование каких белков затронуто данными заменами. Эти результаты дополняют картину архитектуры генетической регуляции уровней глюкозы и могут помочь в разработке новых лекарственных препаратов для лечения», — рассказал кандидат биологических наук Садбо Шарапов. Ученые обнаружили, что гены, расположенные в найденных участках генома, также влияют на липидный обмен, риск развития диабета второго типа, представленность ряда бактерий в кишечнике, уровни гликозилирования белков крови. Научный коллектив лаборатории искусственного интеллекта в биоинформатике и медицине Института искусственного интеллекта МГУ является одним из мировых лидеров в изучении генетики гликозилирования белков человека — модификации белков, в ходе которой к белку присоединяются комплексные углеводные полимеры. Это исследование имеет большое значение для разработки новых терапевтических мишеней в лечении диабета второго типа. «Данное исследование впервые показало, что для изучения генетического контроля уровня глюкозы в крови можно использовать не только уровень глюкозы натощак, но и результаты измерений, проведенных в течение дня без обязательного перерыва в приеме пищи. Оказалось, что генетический анализ такого менее стандартизированного и более зашумленного измерения может дать разумные результаты за счет большего размера анализируемых данных — в исследовании было про анализированы практически полмиллиона человек, у которых были известные несколько миллионов замен в геноме», — подчеркнул Садбо Шарапов.   Пресс-служба МГУ   Изображение от kjpargeter на Freepik The post Открыты 120 участков генома, влияющих на диабет и липидный обмен appeared first on Поиск - новости науки и техники.