Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Пространства Екатерины. Выставочный зал федеральных архивов приглашает к путешествию в прошлые эпохи

Saturday, 09 September, 21:09, poisknews.ru
В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится богатейший архив Екатерины Второй — все ее черновики, письма, подписанные ею документы, написанные ею произведения. Много и других свидетельств времен ее царствования. Выбрать из всего этого малую часть, чтобы показать нашему современнику ту эпоху во всем ее многообразии, — задача не из простых. О том, как ее решали организаторы выставки «Екатеринина держава», прошедшей в Выставочном зале федеральных архивов, рассказала младший куратор выставки, специалист первой категории РГАДА Екатерина ЕВДОКИМОВА. Среди участников выставки кроме РГАДА — еще несколько российских государственных архивов. Организаторы — Федеральное архивное агентство, Российское историческое общество, Фонд «История Отечества». — Именно при Екатерине Великой Россия приросла новыми территориями, в том числе Новороссией и Крымом. Выбор темы не случаен? — Интерес к Екатерине возрос за счет событий последних лет, это понятно, но нам не хотелось бы исключительно на этом делать акцент. Да, один из залов — «Пространство империи» — был посвящен новым регионам. Мы ставили цель больше осветить не военные действия — например, войну с Турцией — а то, как новые территории входили в состав России, как много для этого делалось, какими средствами. Это было важно. — А по какому принципу отбирали экспонаты? Документальное наследие того времени ведь осталось богатейшее. Какие документы, на ваш взгляд, представляют особый интерес? — Да, наследие богатое, а пространство выставочного зала небольшое, поэтому мы отобрали порядка 300 документов, распределив их по тематическим разделам. Выставка открывалась документами 1740-х годов, рассказывающими о юности немецкой принцессы Софьи Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, ее прибытии в Россию, браке с императором Петром III, дворцовом перевороте… В первом зале — «Путь к власти» — можно было видеть рапорт о том, что Екатерина прибыла в Россию, тетрадку с каллиграфическими упражнениями будущей российской императрицы, черновик Манифеста о восшествии на престол и план первоочередных задач по управлении государством, письмо Вольтеру… Из редких документов — два автографа Петра III. Первый — письмо молодой жене на французском языке. Всего несколько строк, и такая человеческая обида в них сквозит за нелады в супружеской жизни. Второй автограф Петра — на русском языке, из Ропши. Письмо написано уже после переворота. Отказавшийся от власти император смиренно просит супругу отпустить его «в чужой край» и обещает не строить никакие интриги и козни. Как известно, его не отпустили. А вскоре он умер. Смерть, скорее всего, была насильственная, но никаких документов, чтобы сказать точно, кто убил Петра III, нет. Манифестом было объявлено, что он умер от геморроидальной колики. — Какой красивый почерк у Екатерины и какой корявый у Петра III — просто каракули какие-то. Разница в образовании? — Петр совсем не был глупым человеком, как его порой представляют. Скорее, ему была свойственна социальная недальновидность, он не смог сделать население и, главное, армию себе лояльными. Первое, что он совершил, став императором, — закончил Семилетнюю войну, вывел войска из Пруссии, хотя успехи России были к тому времени значительны, войска уже почти вошли в Берлин. Для армии такие внезапные действия выглядели предательством, и это плохо сказалось на авторитете императора. Но некоторые реформы Петра соответствовали времени, недаром Екатерина часть из них не отменяет, а продолжает. А вот имидж власти его не заботил. Екатерина, похоже, учла его ошибку, действовала более тонко, она продумывала свой образ императрицы. Во втором зале мы выставили ее письмо Бестужеву-Рюмину, предложившему ей принять звание «Мать Отечества», в котором Екатерина от этого звания отказалась, объясняя, что в свете это могло быть истолковано как тщеславие. То есть она задумывалась о том, как ее воспринимают. Что же касается почерка, то Екатерина на разных языках писала по-разному. На французском, например, не так аккуратно, как на русском. А еще посыпала их песком с примесью золота. Если присмотреться, они блестят. Строчки, действительно, красивые, аккуратные. В зале, посвященном внутренней политике Екатерины, был выставлен очень интересный, знаковый документ, отражающий эпоху просвещенного абсолютизма — Наставление (Наказ) Екатерины Комиссии о составлении нового Уложения, целиком написанный ее рукой. Несмотря на то, что эта реформа не удалась, сам замысел имел большое значение. Документы иллюстрировали и другие реформы екатерининской эпохи, а также различные смуты, которых в годы правления этой императрицы несколько: восстание Пугачева, попытка освобождения Ивана VI… Кстати, мы показали очень редкий автограф Емельяна Пугачева. Пугачев грамоты не знал, но форму в своих указах соблюдал. Только вместо слов в его указе — ряды закругленных знаков, имитирующих буквы. Всегда вызывают большой интерес документы, связанные с масонами. Так, например, на выставке был представлен диплом на звание провинциального великого мастера в России, который получил Иван Перфильевич Елагин из Англии. Целый раздел был посвящен просветительской деятельности Екатерины. — Что сделано в ее правление для науки и образования? Какие моменты были отражены на выставке? — Екатерина узнает о том, что в Австрии была проведена реформа образования с созданием трех типов учебных заведений. Она решает, что для России было бы тоже неплохо создать нечто подобное. И она издает проект организации системы школьного образования. В 1786 году был опубликован «Устав народных училищ в Российской империи», согласно которому в каждом губернском городе должны были существовать народные училища, в больших городах — средние, а в уездах — малые. В них могли обучаться представители всех сословий, кроме детей крепостных крестьян. Императрица столкнулась с проблемой отсутствия учебной литературы. И она сама пишет «Российскую азбуку», по которой должны учиться в начальных школах. Еще одно проявление ее заботы об образовании населения — пьесы для Эрмитажного театра. Ее произведения всегда носили дидактический, нравственный, воспитательный характер. Это проявлялось даже в мелочах. Вызывает улыбку записка Екатерины придворным дамам, в каких платьях они должны быть, как спокойно и уравновешенно себя вести в присутствии шведского короля. — Похоже, у нее был высокий воспитательный потенциал. — Не исключено, что от нереализованности как матери. Она ведь не воспитывала Павла — сразу после рождения его забрала Елизавета Петровна. Зато потом «отыгралась» на детях сына. Можно легко представить ужас Павла и его супруги, когда Екатерина, отправляясь в поездку в Крым, хотела взять с собой внуков, чтобы показать им новые регионы. Поездка была опасной, императрица сама рисковала. Но дети заболели накануне поездки. Случайно или нет — этого мы уже никогда не узнаем. Поэтому их не взяли. Родители, наверное, выдохнули… — Погружение в историю с опорой на реальные свидетельства эпохи — действительно увлекательное занятие. Исторические фигуры оживают. А много ли людей посетило выставку? — Вполне достаточно для лета — мертвого в этом отношении сезона. Люди уезжают из города, что всегда сказывается на посещаемости. Тем не менее выставку посетили более двух с половиной тысяч человек. Довольно много было экскурсий. Каждый день — по две-три, от 15 до 30 человек. Возраст посетителей — либо совсем молодые, либо старшего возраста. Люди среднего возраста приходят гораздо реже. Думаю, существует такая ловушка в сознании. Бывают выставки, состоящие полностью из копий, но их очень хорошо рекламируют, назначают высокую цену за билеты, и человек думает: «Стоит дорого — значит, выставка крутая, надо сходить». А если бесплатно, то, по этой логике, и смотреть нечего. У нас же логика другая. Мы — архив, государственное учреждение. У нас хранится национальное достояние. Поэтому мы должны экспонировать все, в том числе и подлинники, и редкие документы, бесплатно, давать к ним доступ, просвещать. Граждане страны имеют право это видеть. Недаром Выставочный зал федеральных архивов называется также Культурно-просветительским центром популяризации исторических документов. Правда, продолжительность работы выставки ограничена — подлинники нельзя экспонировать больше трех месяцев. — А какие экспозиции на подходе? — Только что открылась выставка «О главном в моей жизни» к 175-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны — супруги Александра III и матери последнего российского императора Николая II. Название взято из записи, сделанной будущей императрицей в дневнике своего жениха цесаревича Александра: «Цветы тихо шепчут о главном в моей жизни, что я ношу в своем сердце радость и боль любви». Основа экспозиции — документы из личного фонда императрицы Марии Федоровны, хранящегося в Государственном архиве РФ, — ее дневники, письма, рисунки, фотографии, многие из которых впервые станут доступны публике. Их сопровождают цитаты, взятые из писем и дневников Марии Федоровны и переведенные на русский язык. Выставка будет работать до 22 октября. Приходите! Наталия БУЛГАКОВА The post Пространства Екатерины. Выставочный зал федеральных архивов приглашает к путешествию в прошлые эпохи appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)