Monday, 28 August, 13:08, poisknews.ru
Астрономы впервые наблюдали с Земли огромное, загадочное темное пятно на поверхности Нептуна и обнаружили вблизи него загадочный яркий аналог. Хотя ученые до сих пор не могут понять происхождение этого теневого пятна на голубой поверхности далекого ледяного гиганта, новые наблюдения, проведенные с помощью Очень Большого Телескопа (VLT), могут помочь пролить свет на эту загадочную нептунианскую особенность. Впервые темное пятно на Нептуне было обнаружено космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2» в 1989 году, когда он пролетел мимо восьмой планеты от Солнца на пути к выходу из Солнечной системы. Темные пятна на поверхности планет были уже хорошо знакомы астрономам. С 1800-х годов они изучали «Большое красное пятно» Юпитера — бурю, бушующую на газовом гиганте уже не менее 200 лет. Однако темное пятно на Нептуне было странным, поскольку оно исчезло после наблюдений «Вояджера-2». Затем, в 2018 году, космический телескоп Хаббл обнаружил несколько новых нептунианских темных пятен как в южном, так и в северном полушариях планеты. Это заинтересовало профессора Оксфордского университета Патрика Ирвина, который возглавил группу по исследованию Нептуна с помощью многоблочного спектроскопического прибора VLT (MUSE), сосредоточив внимание на одном из пятен в северном полушарии планеты. Тем самым исследователи надеялись опровергнуть ранее предложенное объяснение, согласно которому темные пятна вызваны просветами в облаках над замерзшей поверхностью ледяного гиганта. «Темные пятна очень велики, 10 000 — 15 000 км в диаметре, и очень загадочны», — сообщил Ирвин, автор статьи. Когда «Вояджер-2″ наблюдал Большое темное пятно, были предположения, что оно может быть похоже на Большое красное пятно Юпитера, но теперь мы знаем, что темные пятна Нептуна сильно отличаются. Помимо того, что мы наблюдаем темное пятно с Земли, мы также обнаружили рядом с ним глубокое яркое пятно, обозначенное как DBS-2019, которое никогда ранее не наблюдалось». neptune-spots-2.png «Пятнистость» Нептуна до сих пор остается загадкой Команда использовала MUSE для измерения отраженного света, разложенного на составляющие цвета, от сумеречного пятна Нептуна и обнаружила, что это пятно не темнее окружающего его пространства из-за плотности облаков над ним. Причина в том, что частицы, находящиеся на этом уровне атмосферы, сами по себе темнее и излучают свет с длиной волны 700 нанометров — около красного цвета в электромагнитном спектре. Увиденное астрономами светлое пятно, находящееся на том же уровне атмосферы, что и темное пятно, не присутствовало в наблюдениях Нептуна, проведенных за несколько недель до сбора данных MUSE, что, по-видимому, говорит о его кратковременном существовании. «Тот факт, что оно находится так близко к темному пятну, интересен и предполагает какую-то связь, хотя какая именно — неизвестно», — пояснил Ирвин. Исследователи также пока не знают, что является причиной появления темных пятен на Нептуне, но, по словам Ирвина, они могут выдвинуть несколько жизнеспособных гипотез о происхождении этих теневых пятен. «Мы предполагаем, что это может быть вызвано добавлением более темных частиц снизу», — сказал Ирвин. Альтернативная теория заключается в том, что ультрафиолетовое излучение вызывает локальный нагрев, превращая сероводородный лед из твердого тела в газ, в результате чего в атмосфере Нептуна образуется темная дымка. «Нам нужно больше наблюдений, а также динамическое моделирование, чтобы понять, что здесь происходит», — добавил Ирвин. Возможность наблюдать подобные объекты с Земли представляет собой огромный шаг вперед в планетарной астрономии, но Ирвин и его команда намерены заглянуть глубже с помощью прибора, расположенного вдали от поверхности нашей планеты, — космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST). «Мы также являемся частью группы, созданной для анализа последних наблюдений Нептуна, сделанных с помощью JWST», — заключил он. «Не терпится приступить к работе над этими данными!» The post На Нептуне продолжают расти огромные темные и светлые пятна, и ученые не знают, почему appeared first on Поиск - новости науки и техники.