На полях второго саммита Россия — Африка в калейдоскопе встреч, переговоров, презентаций промелькнула трогательная церемония на стенде Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: выпускник вуза 1992 года вице-канцлер Технологического университета Хараре (Зимбабве) профессор Куинтон Чамунорва Канхукамве по просьбе зимбабвийской стороны получил дубликат своего диплома (взамен утерянного). Попутно вузы договорились о сотрудничестве.
Подарок символичный: пора возрождать и укреплять давние связи. Как признал помощник Президента России Андрей Фурсенко, «был момент, когда протянутая нам навстречу рука Африки повисла в воздухе, у нас были свои проблемы, но мы понимаем, что совершили большую ошибку, и она не повторится!».
Действительно, в «лихие» 1990-е нарушились привычные отношения, меж тем на африканский рынок образования пришли западные университеты и компании с огромными деньгами (а многим и приходить не надо было, они оставались там с колониальной эпохи). А как насчет последующих, куда более «тучных» лет? По версии нескольких собеседников «Поиска», как раз в эти годы российские университеты были сориентированы на то, чтобы набираться опыта у вузов-лидеров из европейских стран и США, и меньше внимания уделяли тем, кто нуждается в нашей помощи. Сейчас, когда наши ведущие вузы входят в первые сотни мировых рейтингов, настало время «разворачиваться в марше» в сторону Африки с ее громадными человеческими и природными ресурсами.
В соответствии с декларацией первого саммита (Сочи, 2019 год), традиционной областью взаимодействия остается подготовка квалифицированных кадров. И в этом направлении достигнут значительный прогресс. Сегодня в российских вузах обучается более 34 тысяч студентов из Африки, с каждым годом их число растет. Причем если в 2020 году для них было выделено 1700 бюджетных мест, то сейчас уже 4700. Приведя эти цифры, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил пять приоритетов сотрудничества: недропользование, медицина, сельское хозяйство, строительство, инженерное дело. Министр особо подчеркнул, что мировое признание российского образования строится на основе межправительственных соглашений, и 29 из 70 — а после саммита станет еще больше! — со странами Африканского континента.
В преддверии форума был сделан важный практический шаг — в Санкт-Петербургском горном университете подписано соглашение о создании российско-африканского консорциума технических университетов «Недра Африки», предусматривающее совместное обучение специалистов для минерально-сырьевого комплекса. Как отметил ректор Горного профессор Владимир Литвиненко, это событие отражает стремление африканских стран-партнеров перевести свою экономику на индустриальные рельсы, и для учреждения консорциума выбран правильный момент: образование должно трансформироваться с учетом потребностей рынка. Мысль подхватили руководители крупнейших российских корпораций РЖД и «Росатом», каждая из которых располагает отраслевой системой подготовки кадров, неразрывно связанной с производственными мощностями и инфраструктурой. Звеньями таких систем, объединяющими экономику и образование, должны стать филиалы российских вузов в африканских странах. В этом плане тоже есть свежие примеры.
Так, в рамках реализации федерального проекта экспорта образования Санкт-Петербургский государственный университет открывает филиал в Каире, призванный уменьшить дефицит медицинских кадров в регионе. Уже в октябре, с началом учебного года, в Египте начнутся занятия по лечебному, сестринскому делу и стоматологии. Вскоре к перечню дисциплин добавятся фармация и физиотерапия, затем — не менее актуальные для стран Ближнего Востока экономика и менеджмент, причем по образовательным стандартам СПбГУ. В течение первого года приступят к занятиям более тысячи человек. Преподаватели — египетские и российские, но руководители всех программ — наши универсанты, и дипломы у выпускников будут университетского образца.
Население Африки стремительно растет, открываются новые университеты, но им не хватает финансирования и компетентных преподавателей. В каждой стране эта ситуация преломляется по-своему, в том числе в зависимости от уровня технологического суверенитета. Высшее образование не самоцель, а путь к овладению эффективными технологиями, которые можно поставить на службу человеку, как резонно заявил министр образования, науки, инноваций и технологий Республики Зимбабве Амон Мурвира. Директор EWSETA (организация, отвечающая за развитие компетенций в области энергетики и водных ресурсов) г-жа Мфо Мукапеле из ЮАР сообщила поразительные данные: в стране 600 тысяч безработных с высшим образованием! Значит, нужно корректировать политику в сфере обучения и воспитания специалистов, с прицелом на цифровизацию экономики и создание новых рабочих мест и еще — на повышение социальной активности женщин. Помочь странам континента в формировании новой образовательной повестки — более чем посильная задача для российских вузов, имеющих обширный опыт взаимодействия с индустриальными партнерами. Последние, в свою очередь, могли бы поддержать целевыми грантами мотивированных студентов из Африки, желающих учиться у российских педагогов.
Вице-президент РАН, вице-президент НИЦ «Курчатовский институт» академик Владислав Панченко рассказал о базовом противоречии и одновременно движущей силе современного образования, сочетающего потребности в междисциплинарности и в глубинном, фундаментальном изучении отдельных дисциплин. Он добрым словом вспомнил о характерном компоненте отечественной науки — системе профориентации молодежи (школы-интернаты при университетах, научно-популярные журналы и олимпиады для юношества). Эти традиции желательно перенести на африканскую почву.
Как совместить эти разнообразные вызовы, с учетом специфики отдельно взятой африканской страны и профиля подготовки? Абсолютное большинство участников сессии «Кооперация в сфере высшего образования в современных геополитических условиях» в ходе экспресс-опроса высказалось за то, чтобы трансфер лучших образовательных технологий осуществлять через совместные сетевые программы — для тех, кто учится, учит, проходит переподготовку и повышает квалификацию, включая африканских специалистов для работы в российских компаниях! В эту сеть органично впишутся и варианты академической мобильности с вручением двойных дипломов, и модули онлайн-обучения. Необязательно замахиваться на длинные циклы: квалифицированных рабочих, техников тоже надо готовить, без них производство встанет, как уточнил ректор Московского геологоразведочного института им. С.Орджоникидзе Юрий Панов.
Обсуждение кооперации продолжилось на сессии «Россия — Африка: перспективы развития межуниверситетского сотрудничества», и вновь с участием министра В.Фалькова и африканских лидеров образования. Модератор — ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, президент Союза ректоров России академик Виктор Садовничий призвал африканских коллег присоединиться к инициированным им, его университетом и сообществом российских ректоров проектам. Это и технологическая долина МГУ для хайтековских компаний, и национальная платформа «Открытое образование», аккумулирующая более 1200 учебных курсов, и ежегодный фестиваль науки (есть идея провести его в одной из африканских стран), и рейтинг «Три миссии университетов», более объективный, чем западные аналоги.
С конструктивными предложениями выступили ректор Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина Виктор Кокшаров, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий, руководители других наших вузов.
Правда, на пути их реализации остаются барьеры, и прежде всего не финансовый, а языковой, о котором африканские спикеры говорили с присущей им эмоциональностью. Виктор Калунга Чикала, ректор Университета Калемие из Демократической Республики Конго, рекомендовал наладить изучение русского языка непосредственно в Африке. Не только для последующего обучения африканских студентов в России, которых, по его словам, должно быть в разы больше, чем сейчас, но и для сотрудников университетов и исследовательских центров. Потому что без знания языка у них нет доступа к русскоязычной научной литературе, осложняется их участие в совместных проектах.
Ему вторил Пауль Гундани, ректор Открытого университета Зимбабве, разъяснивший исторический парадокс: «Россия никогда не была страной-колонизатором, а потому и русский язык не был частью колониального проекта, в отличие от английского. Мы не говорим по-английски в кругу семьи, но это один из официальных языков нашей страны, язык бизнеса и образования. Россия помогла нам освободиться от рабства. После этого мы направляли студентов в СССР, где они получали технические, медицинские, инженерные специальности и, возвращаясь домой, несли с собой русский язык, но постепенно переходили на английский, потому что общение на русском требует практики, а ее у них не было. В последние годы, когда туризм стал одним из драйверов нашей экономики, интерес к русскому языку вновь растет. Университеты включают его в свои программы, наряду с французским, испанским и другими, в рамках интернационализации образования. Прошу вас поддержать этот процесс. Почти в любой стране есть центры Института Конфуция с курсами по изучению китайского языка и культуры. Нам нужны Центры русского языка в странах Африки, чтобы для его изучения не нужно было ездить в Россию».
Ректору Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Наталье Трухановской оставалось лишь подтвердить, что именно русский язык служит ключом к получению образования в рамках сотрудничества Россия — Африка, что надо совершенствовать методику его преподавания, и напомнить, что кроме Института Конфуция есть, например, испанский Институт Сервантеса, немецкий Институт Гете, выполняющие аналогичные функции. А мы разве хуже?
Как заявил на пленарном заседании форума Президент России Владимир Путин, в следующем году должна начать деятельность международная организация русского языка, которая будет открыта для присоединения всех стран, где любят и хотят использовать русский язык, где любят и интересуются русской культурой. По мнению «Поиска», эта организация должна носить имя Пушкина, великого русского поэта с африканскими корнями. Иначе просто быть не может!
Наверстывать упущенное непросто. Но в нашу пользу говорят уже созданные заделы — более 310 тысяч квалифицированных специалистов, подготовленных для Африки советской и российской высшей школой с 1960-х годов. Многие из них занимают ответственные посты в правительствах своих стран, возглавляют профильные подразделения, службы, учебные заведения и навсегда сохранили признательность своим учителям. А ведь ничто так не скрепляет отношения между странами, как человеческий фактор. Об этом подумалось, когда свой прочувствованный спич (на русском языке!) произносил министр здравоохранения и социального обеспечения Республики Экваториальная Гвинея Жустино Обама Нве Мбугу, окончивший в 1983 году Волгоградский медицинский институт: «Всем, чего я достиг в жизни, я обязан образованию, полученному в вашей стране». Кроме того, западные университеты оставляют наиболее способных выходцев из других стран в своих стенах, тогда как российские вузы нацелены на то, чтобы вернуть их на родину — пусть трудятся на ее благо — и держать с ними связь. В Африке это ценят.
И такой нюанс. По наблюдению Валерия Михеева, ректора Санкт-Петербургского государственного гидрометеорологического университета, в котором традиционно учится много африканцев, русский язык дается им легче, нежели сверстникам из стран Юго-Восточной Азии. Так, многочисленный контингент студентов из Бурунди к окончанию бакалавриата говорит по-русски почти без акцента, и часть этих ребят уже продолжает обучение в магистратуре вуза. А чтобы африканские студенты, аспиранты и сотрудники, которых в Питере становится все больше, чувствовали себя еще комфортнее, Валерий Михеев предлагает создать в городе на Неве Дом российско-африканской дружбы.
Участники сессии «Строя общее будущее: образовательные и научные возможности России для Африки» задались интересным вопросом. Звучал он так: почему обучать африканцев в России — это важно не только для Африки, но и для России? Возможно, лучшим ответом на него может стать «кейс» еще одного выпускника питерского Политеха малийца Иссы Того. В 1985 году он с отличием окончил гидротехнический факультет вуза (дипломная работа по комплексному использованию водных ресурсов Мали), в аспирантуре подготовил и защитил кандидатскую, и тоже по актуальной тематике — устойчивость гидротехнических сооружений при сейсмических воздействиях. Работал на различных объектах города, преподавал в Политехе, неоднократно выезжал с лекциями на родину, в 2012 году получил российское гражданство. У него русская жена, которая училась курсом младше, и взрослый сын, тоже гидротехник. Исса Того буквально привел в Политех Министерство образования Мали, с которым вуз еще в 2017 году заключил договор о сотрудничестве. Неслучайно в рамках саммита Политехнический подписал соглашения об открытии в столице республики г. Бамако двух Центров — русского языка и довузовской инженерной подготовки. Ныне упомянутый русский малиец — профессор Высшей школы гидротехнического и энергетического строительства СПбПУ. Именно такие кадры наводят мосты сотрудничества между Россией и Африкой.
Ректор Политеха академик Андрей Рудской рассказал на форуме о других совместных проектах с африканскими коллегами. Это и подготовка молодых египетских специалистов (опять же на русском языке) для первой атомной станции в этой стране Эль-Дабаа, и координация деятельности консорциума «Российско-Африканский сетевой университет» (РАФУ), цель которого — создание единой платформы для сотрудничества в сфере науки и высшего образования. На сегодня в него входят более 60 российских и африканских университетов плюс несколько предприятий и НИИ. В рамках РАФУ в Политехническом уже прошли стажировку по программе дополнительного образования «Цифровое исследовательское лидерство» десятки ректоров и ведущих сотрудников вузов Мали и Сенегала. Аналогичные программы при финансовой поддержке Минобрнауки будут на конкурсной основе открыты еще в ряде российских университетов. В декабре планируется первая онлайн-конференция для вузов — партнеров РАФУ по целям устойчивого развития.
Российско-африканское рукопожатие становится все крепче.
Аркадий СОСНОВ
The post Учить на языке Пушкина. Участники саммита Россия — Африка высказались за совместные образовательные программы appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Комментарии (0)