Thursday, 20 July, 12:07, poisknews.ru
Основываясь на гипотезе геолога Владимира Ларина, группа российских физиков из Института ядерных исследований РАН (ИЯИ РАН) провела анализ потока антинейтрино от Земли и пришла к удивительным выводам. Оказывается, повышение температуры океана, рост числа пожаров, землетрясений, засух и ураганов на планете в последние 30 лет могут быть связаны с такой фундаментальной причиной, как радиоактивный распад изотопа калия-40, содержащегося в теле Земли. А значит, борьба человечества с промышленными выбросами и переход на зелёную энергетику не приведут к снижению скорости потепления. Колебания температуры на Земле, распространение теплолюбивых динозавров за нынешним Полярным кругом, в том числе, на территории Сибири и Антарктиды, Малый ледниковый период, прошедший на памяти человечества в Средние века – все это научные факты. Но в чем их причина? И насколько потепление последних 30 лет связано с антропогенным фактором? Может быть, дело в том, что Земля немного меняет орбиту – в какое-то время она чуть ближе к Солнцу, в какое-то чуть дальше. Но есть и другие объяснения, одно из которых мы рассмотрим в данной статье. Известно, что океан на Земле в последние 30 лет нагревается – это видно по измерениям разных слоев океанических вод, которые проводят океанологи. На континентах стало больше лесных пожаров, увеличились и сила, и частота землетрясений и извержений вулканов. В чем причина этих катаклизмов? В научно-популярной книге Александра Никонова «Верхом на бомбе» автор приводит очень интересную теорию изначально богатой водородом Земли и как следствие, альтернативную теорию формирования континентов и океанов на нашей планете. Взяв за основу теорию ученого-геолога Владимира Ларина, в которой он предлагает новый элементный состав Земли и рассматривает различные следствия этого нового состава Земли. Владимир Ларин – доктор геолого-минералогических наук, он защитил диссертацию по модели «Богатая водородом Земля», описав ее в книге «Наша Земля». У него сложная судьба: его теория не получили широкого распространения, его теорию стали называть фейковой, он в конце жизни работал не в Академии наук, а в «Газпроме», где занимался изучением процессов образования и миграции нефти. Главный научный сотрудник лаборатории гамма-астрономии и реакторных нейтрино Института ядерных исследований РАН (ИЯИ РАН), доктор физико-математических наук Леонид Безруков заинтересовался этой моделью и решил с коллегами проверить вывод этой модели о большом содержании калия в теле Земли. Для этого они заново проанализировали экспериментальные данные, полученные на итальянском детекторе элементарных частиц. Детектор назывался Борексино и функционировал в Италии под горой Гранд Сассо с мая 2007 по октябрь 2021 года. Основной задачей этого детектора было измерение всех потоков солнечных нейтрино. На Солнце происходят ядерные реакции слияния протонов и лёгких ядер, в результате которых образуются более тяжелые ядра и выделяется энергия, которая и согревает нашу планету. Это процесс горения, который идет до тех пор, пока через миллиарды лет все это не прогорит, и звезда не превратится в железный шар. В ходе этого процесса горения выделяются и нейтрино разных энергий. Например, при радиоактивном распаде образовавшихся изотопов азота и кислорода рождаются нейтрино так называемого CNO- цикла (С – углерод, N – азот, О – кислород). Задачей ученых в рамках эксперимента Борексино было измерить потоки солнечных нейтрино от распадов различных радиоактивных ядер и определить по ним возраст Солнца: на какой стадии оно находится, моложе или старше оно. И вообще изучить процессы, происходящие на Солнце, все ли мы можем объяснить, достаточно ли  наших знаний о нем. Это направление изучения выделения нейтрино Солнцем в рамках солнечной спектроскопии начал изучать академик Георгий Тимофеевич Зацепин в рамках своей работы в ИЯИ РАН. Но проблема была в том, что нейтрино очень трудно уловить, и физики в эксперименте Борексино ожидали около пяти событий рассеяния CNO нейтрино на электронах сцинтиллятора в день. Когда электрон движется в некоем жидком веществе, являющемся сцинтиллятором, появляется световая вспышка, которая затем регистрируется и её параметры измеряются. Когда эксперимент Борексино в Италии закончился, ученые объявили, что они измерили потоки солнечных нейтрино от распада различных ядер, и обнаружили, что цикл CNO уже разгорелся и можно сказать, что наше Солнце уже не такое молодое. В Стандартной модели Земли, которой давно придерживаются геофизики, калия практически нет. Распространено утверждение, что Земля состоит преимущественно из вещества метеоритов, а в метеоритах калия очень мало. Однако, согласно модели Ларина количество калия в Земле может достигать нескольких процентов от массы Земли. Поэтому в детекторе Борексино может появиться еще один источник вспышек. Калий содержит радиоактивный изотоп, калий-40, его распад хорошо изучен: с какой вероятностью он распадается и на что, какая энергия при этом выделяется. Характерно, что при этом выделяется поток антинейтрино от Земли, так называемых гео-антинейтрино. Ученые-члены коллаборации Борексино при анализе своих результатов не учитывали этот поток  антинейтрино от калия в составе Земли, руководствуясь тем, что в Стандартной модели Земли практически нет калия, значит, такого источника антинейтрино просто не может быть. Тогда Леонид Безруков и некоторые другие физики из ИЯИ РАН провели собственный анализ экспериментальных данных детектора Борексино с учетом этого неучтенного источника гео-антинейтрино от распада радиоактивного калия, это заняло примерно год работы. И оказалось, что соответствие теоретических и экспериментальных результатов в таком случае намного  лучше. Есть понятие соответствия теории экспериментальным данным, оно выражается математически числом, и матметоды подтвердили верность гипотезы группы Леонида Безрукова выше. Статья с этими  научными результатами опубликована в журнале «Известия РАН. Серия физическая» и вэлектронном препринте. Осмысляя этот результат, российские физики сопоставили поток гео-антинейтрино с тем количеством тепла, которое должно выделяться при радиоактивном распаде калия в таких количествах. Мощность потока его тепла составляет около 1 Ватта на квадратный метр, что значительно больше антропогенного влияния на  атмосферу. Оказалось, что этого тепла достаточно, чтобы объяснить наблюдаемый нагрев океана за  последние 30 лет. Кроме того, из теории Владимира Ларина следует, что Земля периодически увеличивает свой объем, что может приводить к росту числа землетрясений и катастроф. Оказалось, что расчетной энергии калийного распада, вычисленной по полученному потоку гео-антинейтрино хватает и на этот процесс тоже. Для  объяснения механизма нагрева океана и водоносного слоя континентов Леонид Безруков выдвинул идею, что нагрев происходит газом силан SiH 4 . Газ образовывается на глубинах около 10 км при этом поглощает тепло. Поднимаясь вверх, газ попадет в океан и водоносные слои континентов, постепенно разлагается и выделяет законсервированное тепло. Если этот газ поднимается в толще континента и не встречает водоносный слой, то, попадая в атмосферу, он может воспламениться и быть причиной пожаров. Заметим, что с деятельностью человека и увеличением количества крупного домашнего скота, с выделением газов, с которыми западные ученые связывают  парниковый эффект и глобальное потепление, это никак не связано. Но данная модель, модель Ларина и ее  подтверждение с помощью измерения потока гео-антинейтрино, находит полное неприятие на Западе, так как расходится с «зеленой» повесткой, принятой на политическом уровне. Западные ученые даже  отказываются рассматривать версию, что есть в десятки раз более мощный источник глобального  потепления, чем деятельность человека, и этот источник – радиоактивный распад калия в теле Земли. Таким образом, процессам глобального потепления, которые идут на Земле последние 30 лет, может быть дано новое объяснение, не связывающее потепление с деятельностью человека, которое пытается отстаивать группа физиков под руководством Леонида Безрукова из ИЯИ РАН. Институт ядерных исследований РАН Фото: dzen.ru The post Глобальное потепление вызвано не антропогенными причинами — вывод учёных ИЯИ РАН appeared first on Поиск - новости науки и техники.