У каждого времени свои инженеры. Эта истина вновь получила подтверждение на Санкт-Петербургском конгрессе «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке», главной темой которого стало «Инженерное дело и инженерное образование». На конгрессе, проходившем в рамках объявленного Президентом РФ Десятилетия науки и технологий и Недели науки и профессионального образования Санкт-Петербурга, обсуждались ключевые вопросы современной повестки: какие инженеры нужны экономике в условиях жестких санкций, какие коррективы, адекватные кардинальному изменению картины мира, необходимо внести в их подготовку, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны. Другие актуальные темы общения, близкие к заявленному мейнстриму, – цифровая трансформация и технологии искусственного интеллекта в науке и образовании, развитие «Точек кипения».
Прологом к пленарной дискуссии «Инженеры будущего: новые технологии для экономики России» стали секционные заседания, где каждый представитель вузов говорил о своем, сокровенном. Но в разных выступлениях прослеживались общие тенденции. Прежде всего ставка на кооперацию с предприятиями реального сектора. Скажем, отмечалось значение сетевых образовательных программ, но не для получения столь популярных еще вчера двойных дипломов, а в целях решения совместных задач с индустриальным партнером, без которого самый распрекрасный вузовский проект повисает в воздухе.
При всем различии образовательных профилей говорилось о непременности вовлечения студентов в практически значимую для экономики деятельность: через базовую кафедру, проектный офис вуза, центры компетенций. Причем в идеале погружать будущего специалиста в производственную среду, где он может затеряться, как одинокий пловец в океане, желательно в составе совместных инженерно-исследовательских команд предприятия и вуза. Среди других тенденций – ранняя дифференциация учебного потока на инженеров-исследователей, практиков, обеспечивающих эксплуатацию оборудования, и менеджеров и связанная с ней разбивка образовательных траекторий на модули и треки; умение перестраивать учебные планы в ответ на внешние вызовы, введение критически важных дисциплин под компетенции будущего.
Были выявлены болевые точки, например, допущенное в предыдущие годы вымывание инженерной составляющей при подготовке специалистов по ряду естественно-научных дисциплин, сейчас она возвращается, и тоже в партнерстве с работодателями. Чувствительным становится дефицит инженеров для системы здравоохранения, с учетом преобладания импортной медицинской техники. Возможный выход – в дополнительном медицинском образовании технарей и, конечно, в разработке, в том числе в рамках учебного процесса, отечественного оборудования, превосходящего зарубежные аналоги. У нас есть не только идеи, но и перспективные опытные образцы, надо лишь снять финансово-бюрократические препоны для их продвижения в серию. Вселяет надежду и то, что крупнейший в стране научно-медицинский центр НМИЦ им. В.А.Алмазова ныне ведет образовательную деятельность не только в привычном формате специалитета, но и магистратуры, выпускники которой могут проявить себя, скажем, в биотехнологии.
Директор Центра технического творчества «Старт+» Невского района Петербурга Ольга Подобаева напомнила собравшимся, что будущих инженеров надо растить со школьной скамьи. (Эта мысль неоднократно звучала и в ходе пленарного заседания.) Чтобы обратить подростков района в «инженерную веру», она попросила поддержки вузов города. Выявилась любопытная, впрочем, предсказуемая закономерность: школьникам интереснее постигать основы программирования или интернета вещей, заниматься изобретательством, да и просто общаться на одном языке со студентами-тьюторами, чем с иными преподавателями. Что охотно подтвердил один из молодых наставников – студент Политеха Александр Бастраков.
Справедливости ради отметим, что в ряде школ города на Неве уже действуют инженерные классы. Инициатор их создания Санкт-Петербургский морской технический университет по праву стал одним из 30 участников федеральной программы «Передовые инженерные школы».
Добавила оптимизма и ректор Санкт-Петербургского лесотехнического университета Ирина Мельничук, призвавшая рассматривать нынешний сложный период в жизни страны и высшей школы как время возможностей: «Раньше у нас все было иностранное, от гайки до автоматизированных линий и владельцев компаний-поставщиков, с которыми было не договориться о совместных разработках. Сейчас, по крайней мере, ситуация в наших руках». Как ни парадоксально, после перехода на Болонскую систему Лесотехнический университет инженеров для лесного комплекса не выпускает, только бакалавров и магистров. Четыре года для подготовки специалиста маловато, в магистратуру поступают лишь 20% ребят, кто-то из них потом пойдет по административной линии, кто-то станет кандидатом и даже доктором наук, а квалификация инженера выпала из обоймы! По мнению ректора, надо не просто вернуть специалитет, но и обеспечить возможность для его выпускников поступать на бюджетные места в магистратуру. В таком положении оказался не только этот университет.
Недаром заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская призвала министерство вместе с профессиональным сообществом четко определить цели и задачи каждого уровня высшего образования, рассчитать и спрогнозировать потребность в инженерных кадрах, соответствующую запросам рынка труда. В свою очередь, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев как позитивный факт отметил, что университеты концентрируются на решении задач ближайшего будущего сами, без указки министерства. Он заверил, что никаких намерений по ограничению автономии вузов у министерства нет. Напротив, оно стремится снять административные барьеры и снаружи, и внутри программ инженерного образования, гибко варьировать выпуск специалистов разного профиля.
Но это было уже на пленарном заседании, где во весь голос выступил ректорский корпус. Открывший дискуссию ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко рассказал о деятельности консорциума «Недра», объединившего более 70 университетов технического профиля с целью повысить качество их выпускников до глобально конкурентоспособного уровня. Опытом создания мощной инженерной школы на базе непрофильного вуза поделился ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов. Одно из новых направлений подготовки специалистов – микроэлектроника. «Оперением» этого инженерного крыла стала командная инженерная олимпиада для школьников, начиная с пятого класса, которую «Вышка» запустила в рамках Национальной технологической инициативы, сейчас в ней участвуют 270 тысяч ребят.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого академик РАН Андрей Рудской сформулировал двуединую задачу высшей школы: текущую – реинжиниринг для продления жизненного цикла оборудования, созданного вне России, и стратегическую – модернизация инженерной деятельности на основе ее глубокой и всесторонней цифровизации. При этом Политех действует в тесной связке с промышленностью и сам помогает партнерам, открывая центры дополнительного профессионального образования. Так, сознавая свою миссию, вуз в прошлом году обеспечил повышение квалификации по цифровым технологиям для 1115 сотрудников Росатома.
С особым интересом ждали выступлений полпредов промышленности. Евгений Елин, председатель Совета директоров авиатранспортного холдинга S7 Group (а это 2,5 тысячи инженеров), тоже говорил о реинжиниринге – восстановлении конструкторско-технологической документации к полученному без оной оборудованию, но главный его посыл был в другом. Адресуясь к ректорам и к названию пленарного заседания, он полемично заявил: «Нам нужны не инженеры будущего, дайте нам хороших инженеров прошлого!», имея в виду такие традиционные для отечественных инженеров качества, как предприимчивость, умение работать с «железом», понимание физики процессов, готовность взять на себя ответственность за результат. Спикер сорвал аплодисменты зала и заставил задуматься, ведь молодые выпускники элитных технических вузов, пришедшие на предприятие под новый амбициозный проект, этих качеств не проявили.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин согласен, что надо научиться самим, причем быстро, делать то, что делали по чужим калькам и лекалам раньше, когда специалисты с корочками инженера нередко выполняли функции техника. Это вызов и для системы образования, и для работающих конструкторов, проверка на креативность. Проблема в том, что на протяжении последних 15 лет в тройку препятствий для развития бизнеса входит нехватка квалифицированных кадров, сейчас, на переходе к Индустрии 4.0, она критична. Для такой огромной страны, как Россия, 30 «Передовых инженерных школ» явно мало. Технологий и университетов, способных стать базой для новых школ, и промышленных партнеров, готовых их поддержать, гораздо больше. Отсюда вывод: нужна вторая волна отбора в программу. Президент РСПП считает профессионалитет в колледжах и специалитет в вузах базовой моделью инженерного образования (кстати, только в Петербурге свыше 30 вузов выпускают также специалистов среднего звена). Он высказался за то, чтобы университеты сами определялись с длительностью подготовки инженерных кадров, но оптимальной назвал схему «пять плюс один», при которой выпускник специалитета мог бы бесплатно продолжить обучение в магистратуре.
Заместитель генерального директора Российского научного фонда Алексей Медведев отметил, что инженерные науки являются крупнейшей секцией РНФ. Недавно в соответствии с указанием Президента РФ был расширен мандат Фонда на поддержку опытно-конструкторских и технологических разработок в микроэлектронике, фармацевтике, сельском хозяйстве, энергетике и научном приборостроении. Это новое окно возможностей для университетов и их индустриальных партнеров. Представитель Фонда заверил, что будут выбраны и одобрены лучшие запросы, потому что главная сила РНФ – в независимой экспертизе.
Подводя предварительные итоги дискуссии об инженерном образовании (а в том, что она должна вестись постоянно, нет сомнений), ее модератор вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин высоко оценил значение федеральных проектов «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы» для подготовки специалистов нового поколения, но призвал скорректировать их реализацию: «Мы ожидаем фокусировки на ведущих направлениях, актуальных для экономики страны. Более жесткой ответственности за достигаемые результаты. Они должны отражать не только предпочтения вузов, но и приоритеты для Родины с точки зрения решения комплексных задач, например, в области микроэлектроники и двигателестроения».
Конгресс плавно перетек в Международный научно-образовательный салон: в пространстве «Экспофорума» были представлены инженерно-технические достижения НИИ, вузов, колледжей, креативных кластеров северной столицы. Даже Академическая капелла явила свои способности в проекте «Музыка моторов». Демонстрация новинок сочеталась с рассказом об образовательных программах, правилах приема и специфике обучения, информацией о вакансиях и стажировках от работодателей. Впервые в рамках салона прошла выставка студенческих дипломных работ, наглядно доказавшая, что они способствуют социально-экономическому развитию мегаполиса, повышению качества жизни горожан. И администрация города в них нуждается: в 2022 году заказчиками дипломных проектов стали более тридцати отраслевых и территориальных органов власти.
В роли организатора этих традиционных (конгресс проводится с 2007 года) и все более значимых событий выступает Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Председатель комитета Андрей Максимов, говоря о разных аспектах Недели науки и профобразования, подчеркнул ее демократичность и притягательность для будущих абитуриентов. Весь конгрессно-выставочный контент абсолютно бесплатен и открыт для заинтересованных участников. Судя по тому, что в этом году на обширной площади салона было не протолкнуться, их становится все больше!
В те же дни в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Ассоциации технических университетов, и на нем тоже обсуждались проблемы подготовки современных инженеров. Пожалуй, самым конкретным получился разговор за круглым столом, посвященный инженерно-техническим подходам к освоению ресурсов Арктики, Арктической зоны и Дальнего Востока. О разработке материалов, оборудования и транспортных систем для экстремальных условий Севера рассказали президент ассоциации, президент Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Анатолий Александров и ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева Сергей Дмитриев.
Нужен ли для выполнения арктического заказа особо закаленный инженерный контингент? По мнению Анатолия Александрова, нет: особых компетенций требует любая конкретная задача, арктическая тематика не исключение. Важно, чтобы в нее были вовлечены по-настоящему профессиональные инженеры, тогда никакая специфика им не страшна. В истории нашей науки и техники было немало примеров, когда инженер успешно проявлял себя на разных направлениях деятельности. Так, знаменитый ученый-энергетик академик Николай Доллежаль, прежде чем стать конструктором первых ядерных реакторов, был главным инженером ряда предприятий, занимался разработкой паровых котлов и компрессоров. Этот собеседник «Поиска» назвал противопоставление инженеров прошлого и будущего неразумным: надо растить новых Доллежалей. Трудно не согласиться, тем более если вспомнить слова из выступления Александра Шохина: «В индустриально развитых странах на экономику знаний приходятся до 80% общественного богатства, у нас – чуть более 50%. Этот зазор предстоит ликвидировать совместными усилиями бизнеса, науки и высшей школы».
Аркадий Соснов
На снимках: Владимир Княгинин открывает Международный научно-образовательный салон; парад инноваций в «Экспофоруме».
Фото Екатерины Кирилловой и Аркадия Соснова
The post Перекресток приоритетов. На конгрессе расчертили траектории инженерного образования appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Комментарии (0)