В «Эксперте» статья Максима Кантора об уже настоящем, а не метафорическом рынке искусства. Мне более или менее симпатично то, что он пишет про современное искусство (современное как contemporary, а не modern, если я еще не забыл то, чему нас когда-то учили на физфаке на лекциях по эстетике). Но по ходу он тяжелой рукой задел импрессионистов, имхо, не вполне справедливо:
Импрессионисты еще больше снизили планку требований: производить великое для огромной массы третьего сословия — невозможно. Для каждого адвоката, дантиста, риелтера невозможно нарисовать «Взятие крестоносцами Константинополя», и не всякому дантисту это событие интересно. Но пейзаж с ракитой нарисовать можно, спрос на ракиты немереный. Любопытно, что обращение к уютной живописи было воспринято как революционный переход к свободному самовыражению. Величественное заменили на уютное (сообразно потребностям демократического общества) — и уютное стали считать великим. Характерно, что великие «постимпрессионисты» (Сезанн, Ван Гог, Гоген), то есть те, кто пытался вернуть уютному пейзажу героическое звучание, рынком были отвергнуты. С ними случилось примерно то же, что некогда с Рембрандтом среди «малых голландцев»: они оказались слишком драматичными для клиентов, слишком проблемными для третьего сословия.
Все-таки импрессионисты, кажется, были реакцией не на Давида или Гро (а также кто там писал взятие Константинополя крестоносцами), а на Кабанеля и прочих деятелей салона. Или просто я скрытый дантист.
Вышенаписанное — чистой воды прокрастинация: я сейчас должен быть занят оформлением вполне конкретных документов по вполне срочному бюрократическому делу.
Комментарии (0)