Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

С Новым Годом! Много музыки и чуть-чуть науки

Tuesday, 11 January, 01:01, dimrill-dale.livejournal.com
Новогодние каникулы -- музыкальный праздник.
Начался он 25 декабря, то есть чуть раньше собственно каникул. Если очень кратко, то так. Выходит много lj-cuts, но иначе будет оччень длинно и совсем неинтересно.

25 декабря -- "Мадригал" в Гнесинке, Иоганн Себастьян Бах, вокально-инструментально, хоралы, менуэты и пр. В частности, я узнала, как благочестиво предаваться курению. Например:

Во всякий раз, когда, наполнив трубку,
Отменным табаком,
Я предаюсь приятному досугу,
Рисует скорбный образ мне она,
Сие сопровождая поученьем
О том, что я и сам подобен ей.
(...)
Но вот мы нашу трубку разжигаем
И видим, как в одно мгновенье
Дым, вырвавшийся в воздух, исчезает,
Оставив по себе одну золу.
Людская слава столь же преходяща,
И так же тело обратится в прах.
(...)
Такие созерцая представленья
При каждом потребленьи табака
Творю я назидательные мысли.
И потому, вполне себе довольный,
На суше ль, в море ль, дома ль у себя
Благочестиво предаюсь куренью...

Это ария Erbauchliche Gedanken eines Tabakrauchers из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах", №20.

28 декабря я услышала пианиста Александра Гаврилюка, Прокофьев, Концерт №3 для фортепиано с оркестром (дирижировал Горенштейн) в концертном зале Чайковского (а еще Симфония №10 Шостаковича, но уже, увы, без Гаврилюка). Играет великолепно. Впрочем, описывать игру пианиста словами очень сложно. Вот, например, такая рецензия: "Фантастическая виртуозность, дополненная темными, напряженными, неистовыми смыслами… В отличие от игры многих современных лауреатов, именно игру этого гениально одаренного молодого пианиста мы должны слушать как можно больше» Bryce Morrison, The Gramophone, June 2006.
31 декабря -- "Другой новый год" с Теодором Курентзисом и Musica Viva, Дворец на Яузе. Должна была петь Малена Эрнман, но она в Москву не смогла прилететь по причине погоды. Новая программа есть здесь. В концерте Шостаковича №1 солировал пианист Александр Мельников. У меня остались ощущения: идеальное совпадение оркестра, дирижера и солиста (солистов). Некая атмосфера не то, чтобы праздника (как постоянно подчеркивали организаторы, польки Штрауса тут играть не будут, а это вроде как обязательный праздничный репертуар), но радости от музыки. Кстати, программок не было и произведения объявляли после исполнения. Довольно редкий случай, когда не хотелось, чтобы концерт заканчивался. Прошу простить, что разбор столь не терминологичен. Мне запомнился Шостакович, и прежде всего из-за пианиста -- блистательно сыграно. Игривый Рамо. И, конечно, открывший концерт Айвз Unanswered Question.

31 же декабря в Школе драматического искусства был концерт Бориса Березовского, но я на него не попала :-) что, безусловно, жаль, но все же не безумно, потому как, потому как... потому как далее Бориса Вадимовича я слушала... часто. Можно было бы еще чаще :-)

3 января -- Борис Березовский (фортепиано), Александр Князев (виолончель), Никита Борисоглебский (скрипка, вместо по причине той же погоды неприлетевшего Сергея Крылова). Восторг и упоение, ибо исполняли они "Элегическое трио" соль минор Рахманинова 1892 года, которое opus posth. и у которого есть, собственно, только одна часть Lento lugubre.
Сходу я не могу найти ссылку на его _хорошее_ исполнение, а 3 января его исполняли хорошо. (если, кстати, попадется запись с участием Гроховского, то это, на мой вкус, плохой вариант -- здесь три заболтано, трагичность и торжественность заменены то ли страстностью, то просто попыткой выразить порывы чувств через скорость исполнения, что этому трио, имхо, противопоказано).
А также -- трио №2 ми минор Шостаковича и трио "Памяти великого художника" Чайковского. Вот не знаю, насколько это известный факт, но мне показалось, что Lento lugubre Рахманинова очень многие мелодические ходы и само построение взяло из этого трио Чайковского, но там, где у П.И. на первом месте лирика, у С.В. -- философия в духе чуть ли не Лема и почти древнегреческая трагедия.

3--5 января в Москве проходил третий Метнер-фестиваль "Избранные страницы" (предыдущий -- в 2007 году), одна из главных фигур которого -- тот же Борис Березовский, от которого постоянные читатели моего ЖЖ уже могут взвыть. Он проходил в этот раз в уже упоминавшемся театре "Школа драматического искусства", участвовали "те же" (т.е. Екатерина Державина, Эвелина Березовская, Хэмиш Милн, Яна Иванилова, Борис Березовский), а еще Северин фон Эккардштейн и Федор Тарасов. Но об этом -- чуть позже, ибо 4 января я бессовестно променяла Метнера и прочих на Баха с сыновьями...

4 января -- "Бах и сыновья", концерты И.С., В.Ф. и К.Ф.Э. Бахов, Musica Viva и дуэт Николай Петров -- Александр Гиндин. Блестящий дуэт, замечательный оркестр, но вот только правильно сделали, что концерт Баха-отца исполнили в самом конце. Ибо после него сочинения его сыновей, увы, уже бы не слушались. Вероятно. Я так думаю. Иоганн Себастьян что-то понимал в музыке такое, что не понимал более никто. То ли ангельское пение он слышал, то ли просто выбирал именно те ноты, от которых мороз проходит по коже. На мой вкус, из его сыновей интереснее все же Карл Филипп Эммануэль, но это уже все равно не то...

5 января -- Метнер-фестиваль в Школе драматического искусства, заключительный день. На фортепиано играли Хэмиш Милн, Северин фон Эккардштейн и Борис Березовский, пели Федор Тарасов и Яна Иванилова. Метнер очень похож на Рахманинова, но совсем не Рахманинов: нет колокольного звона и больше балладности, почти европейской таинственности. Над ним больше думаешь, чем над Рахманиновым. Хэмиш Милн ("Три гимна труду", "Идиллия", "Дифирамб") играет прочувствованно, но сдержанно, Северин фон Эккардштейн ("Соната-баллада", соч.27), кажется более лиричным. А Борис Березовский (три сказки и романсы) почти... страстен, если бы это слово не звучало так странно по отношению к нему, но страстен не порывисто, а, скорее, глубиной переживания.

8 января -- сольный концерт Бориса Березовского в Гнесинке, апофеоз праздника. Шопен и Брамс. На бис -- "Токката" Хачатуряна, произведения американских композиторов, в том числе забавная пьеса "Час пик в Гонконге" (очень быстрая, а вот если бы написать "Час пик в Москве", то это было бы что-то чрезвычайно медленно-занудное с краткими хроматическими проигрышами: две секунды едем, тридцать стоим). "Елка" Владимира Ребикова прозвучала прекрасным завершением. Но описывать что-то бессмысленно (даже промахи мимо клавиш), ибо Борис Березовский для меня уже давно исполнитель иного уровня. Жалко только, что в последнее время в Москве он не исполняет Хиндемита и иных, не столь популярных, музыкантов.

На этом, собственно, каникулы закончились. 10 января я слушала Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря, программа "Песнопения Рождества" -- русские и европейские церковные песнопения, колядки, гимны, просто "классика". Внезапно оказалось, что "Зеленые рукава" -- это вроде как рождественская песня, что меня привело в недоумение. Википедия на это недоумение дает следующий ответ: действительно, существует альтернативный текст рождественской песни на эту мелодию.
"What Child Is This?" is a popular Christmas carol written in 1865 by William Chatterton Dix, set to the "Greensleeves" tune.
Но это, в любом случае, уже рабочие будни :-)

Кстати, вчера практически с утра рассылки научных новостей принесли новость в тему всего предыдущего -- что испытывает человек, когда наслаждается музыкой.
Новость на PhysOrg: Study: Love music? Thank a substance in your brain
И оригинал в Nature Neuroscience: Anatomically distinct dopamine release during anticipation and experience of peak emotion to music.
Сколь я поняла, смысл в том, что, когда мы слышим любимые куски из музыкальных произведений, происходит выброс допамина. При этом там есть тонкость в том, что происходит во время ожидания любимого фрагмента и в момент собственно его проигрывания. В подробности сильно не вдавалась. В общем, удовольствие от слушания музыки от еды и секса ничем не отличается.
Сие, впрочем, на мой взгляд, может быть и важно с точки зрения науки (то, что это удалось пронаблюдать экспериментально с помощью ПЭТ и МРТ), но не удивительно, ибо речь идет о предсказуемых вещах, как еда или секс. Гораздо интереснее другое -- почему люди способны наслаждаться музыкой, которую они заранее не знают. Вроде бы та же группа, что провела это исследование, продолжает работать и в этом направлении тоже: Since they already knew the musical pieces they listened to, it wasn't possible to tell whether the anticipation reaction came from memory or the natural feel people develop for how music unfolds, Zatorre said. That question is under study, too.

Всех с прошедшими праздниками! Удачи, здоровья и побольше хорошей музыки и науки!
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)