Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

ДТП с Мерседесом Лукойла: анализ данных

Friday, 24 September, 00:09, neznaika-nalune.livejournal.com
Как и обещал, более подробный разбор имеющихся в открытом доступе фактов (предварительная запись здесь). Итак:Столкновение Мерседеса S500, в котором находился вице-президент Лукойла Анатолий Барков и его шофёр (за рулём), и Ситроена С3, в котором находились Ольга Александрина (за рулём) и Вера Сидельникова, произошло около 7 часов 55 минут между 35 и 38 секундами (если принять верным хронометр камеры наблюдения) утром 27 февраля на площади Гагарина, на разделительной полосе между двумя направлениями движения. Первоначальная точка столкновения находилась примерно в 50 см от границы разделительной полосы с полосой движения Мерседеса, и примерно в 150 см от границы разделительной полосы с полосой движения Ситроена. Мерседес шёл строго параллельно своей полосе, находясь левыми колёсами на разделительной полосе. Ситроен полностью находился на разделительной полосе, двигаясь под углом примерно 168-172 градусов к направлению движения Мерседеса, от своей полосы в сторону полосы противоположного движения.Точная скорость Мерседеса и Ситроена не установлена, но за несколько секунд до столкновения вычисленная скорость потока машин по данным камеры видеонаблюдения составляла 30-40 км/ч в направлении Мерседеса, и 70-80 км/ч в направлении Ситроена. Эта примерно двухкратная разница в скоростях хорошо сочетается с тем что автомобили остались близко от точки столкновения (центр тяжести двух автомобилей имел близкую к нулю скорость, поскольку масса Мерседеса примерно вдвое превышает массу Ситроена).Примерное положение автомобилей в момент начала столкновения показано на рис. 1, с соблюдением масштабов размера автомобилей и ширины полос:ab6cbed4842a.gif1. Схема момента столкновенияНиже перечислены релевантные материалы, использовавшиеся для сделанного в данном посте заключения, в порядке актуальности (от самого важного к менее важному). Эти материалы создают непротиворечивую картину трагического происшествия. В заключении не использовались показания свидетелей (ввиду и противоречивости и того что они не дают дополнительной важной информации), а так же альтернативного расследования проведённого Федерацией Автовладельцев России http://www.far-msk.ru/?page_id=7915 или других выдвигавшихся версий.1) Фотографии места столкновения, представленные в материалах уголовного дела, на которых одновременно видны повреждённые передние части Мерседеса и Ситроена, а так же основное поле обломков оставшихся от столкновения. Эти фотографии ясно показывают примерное место столкновения - на разделительной полосе ближе к стороне движения Мерседеса.2) Детальные фотографии повреждений передних частей Мерседеса и Ситроена сделанные в аналитической лаборатории ГУВД Москвы. Эти фотографии убедительно показывают геометрию начального момента столкновения. Ситроен принял удар передним левым углом шасси Мерседеса в точке своего шасси примерно на 20 см справа от центра (с точки зрения водителя Ситроена); это место и стало наиболее повреждённой частью Ситроена. У Мерседеса полностью смят левый передний угол корпуса, и степень повреждения уменьшается к центру передней части.3) Следы шин левых колёс Мерседеса, оставленные на грязевом слое разделительной полосы, хорошо заметных на фотографиях сзади и слева от места остановки Мерседеса. Эти следы непрерывно ведут к конечному положению левых колёс Мерседеса, и проходят строго параллельно границе полос, примерно в 50 см внутри разделительной полосы (общая ширина которой составляет 2 метра).4) Видео камеры наблюдения Ленинского Проспекта, опубликованном на сайте ГУВД Москвы http://www.petrovka-38.org/video/?id=136&cid=6 Место столкновения на видео закрыто рекламным щитом. Тем не менее, представленная запись с 07:50:45 (ч:мин:сек) по 07:57:20 содержит дополнительную информацию, помогающую прояснению случившегося.5) Размещённые на сайте www.youtube.com видео крэш-тестов лобовых столкновений со смещением по оси двух автомобилей, аналогичных по массе Мерседесу и Ситроену: 1, 2, 3 и другие. Результаты тестов показывают конечное положение автомобилей похожее на то, в каком оказались Мерседес и Ситроен: лёгкая машина развёрнута более чем на 90 градусов и отброшена в сторону, её передок направлен к точке столкновения; более тяжёлая машина немного смещена с линии своего движения и повёрнута передом в направлении движения другой машины.Ниже эти материалы рассмотрены более подробно.1) Фотографии места столкновения (см. ниже), в частности положение основной массы обломков разного размера, показывают что оно произошло близко к месту финального положения автомобилей. Густое поле обломков разной массы и размера указывает на то что именно в этой окрестности действовали самые большие силы, развившиеся при ударе. Центр этого поля находится на разделительной полосе ближе к стороне Мерседеса, в соотношении примерно 25/75.3eb780e87535t.jpg f02ed66e079ct.jpg 13c5607529fet.jpg2) Характер повреждений обеих машин свидетельствует о том что передняя часть Ситроена столкнулась с передним левым углом Мерседеса. На первой фотографии ниже показаны места основного импакта Ситроена на уровне бампера [1] и на уровне капота [2] (маркеры мои, К.П.). Это места соответствуют картине повреждений Мерседеса на второй фотографии, соответственно [1] и [2], которые в неповреждённом виде симметрично показаны на его правой стороне, точки [1s] и [2s]. У Мерседеса, в отличии от Ситроена, смят именно левый угол. Такое могло случиться только если Ситроен врезался в передний левый угол Мерседеса точкой справа от центра своего корпуса. Таким образом, перекрытие столкновения составило около 60% от ширины Ситроена, или 90-100 см. 14bbe2166db2t.jpg 31e0505bc81dt.jpgПосле столкновения Ситроен получил основной крутящий момент, непропорционально массе автомобилей. Это можно обьяснить специфической геометрией столкновения. Система из двух автомобилей совместно обладает угловой скоростью направленной против часовой стрелки (если смотреть сверху). После столкновения обе машины должны были получить крутящий момент против часовой стрелки, пропорциональный плечу - боковому расстоянию от центра импакта то центров тяжести машин. Если бы вектора скорости были точно противоположными, а центры тяжести смещены относительно друг друга, более крупная машина получила бы немного более мощный крутящий момент (из-за чуть более длинного плеча), но её угловая скорость была бы меньше из-за её бОльшей массы. Эту картину подтверждают многочисленные крэш-тесты подобных столкновений (см. п.5), в которых обе машины разворчиваются против часовой стрелки, но угол разворота лёгкой машины значительно больше.В ситуации когда лёгкая машина двигалась под углом как показано на рис.1, результирующее плечо силы столкновения (синие стрелки, центры тяжести обозначены голубыми кружками) оказалось заметно больше у лёгкой машины (Ситроена). В совокупности с двухкратной разницей в массе, угловая скорость Ситоена оказалась во много раз больше чем у Мерседеса. Это подтверждается конечным положением машин - разворотом Ситроена примерно на 135 градусов, а Мерседеса - на 10 градусов против часовой стрелки.Этот крутящий момент оказался для Ситроена настолько мощным, что у него в процессе вращения оторвалась передняя правя дверь, которая была отброшена более чем на 5 метров назад (см. п.1, фото 3), где так же видны следы, оставленные этой дверью в грязевом слое разделительной полосы. 3) На фотографиях ясно видны следы шин на разделительной полосе, непрерывно ведущие к левым колёсам Мерседеса. Это свидетельствует о том что Мерседес двигался прямо, находясь левыми колёсами примерно на 50 см внутри разделительной полосы. Аналогичных следов от Ситроена на фотографиях не обнаружено, по-видимому из-за его углового приближения и присутствия в этом месте многочисленных человеческих следов. Ещё одним аргументом в пользу углового приближения Ситроена является полное отсуствие следов томожения или маневра Мерседеса: опытный шофёр за его рулём, по-видимому, увидел приближающуйся Ситроен в последние доли секунды перед столкновением, и не успел среагировать. Физические параметры столкновения накладывают ограничения на его геометрию. Угол столкновения по-видимому составлял 168-172 градуса (т.е. Ситроен на 8-12 градусов отклонился влево от своей нормальной траектории). Меньшее угловое отклонение привело бы к более симметричному характеру повреждений обеих машин, и более равномерному перераспределению углового момента. С другой стороны угол отклонения Ситроена более 15 градусов вызвал бы сдвиг конечного положения Мерседеса направо (в сторону "своей" полосы), так как сам Мерседес имел нулевую поперечную компоненту скорости, а центр масс двух автомобилей имел бы достаточно сильную поперечную составляющую направо от движения Мерседеса.Продольная компонента скорости центра масс была близка к нулю, потому что машины не слишком далеко сдвинулись от начальной точки столкновения. Это означает что разница в скоростях машин компенсировала разницу в массе (около 2500 кг у Мерседеса с пассажирами, и около 1200 кг у Ситроена с пассажирами). Это хорошо согласуется со скоростью потоков машин за несколько секунд до столкновения, вычисленному по видеозаписи: 30-40 км/ч в направлении Мерседеса, и 70-80 км/ч в направлении Ситроена.eb3b44d584dct.jpg 9392b029a846t.jpg 7220cf8a92d1t.jpg4) Анализ видеозаписиЗаписей камер видеонаблюдения, которые бы показывали место и момент столкновения, не обнаружилось. На сайте ГУВД Москвы petrovka-38.org опубликована запись камеры наблюдения места, близкого к точке столкновения, но само это место было закрыто рекламным щитом. Я проанализировал эту запись на соответствие другим данным об этом инциденте, опираясь на свой многолетний опыт и квалификацию в области обработки изображения и компьютерных алгоритмов. В частности, видео показывает следующие события:07:55:16 (4:30 от начала видео) в кадре слева появляется автомобиль похожий на Мерседес S500, следующий по крайней левой полосе.07:55:21 (4:36 на видео) поток машин впереди несколько сгущается, и похожий на Мерседес автомобиль начинает заворачивать влево, частично заезжая на разделительную полосу. 07:55:26 (4:40 на видео) этот автомобиль выходит из поля зрения, скрываясь за рекламным щитом.07:55:41 (4:55 на видео) последняя машина проходит по левой полосе противоположного направления движения (на этой полосе должен после столкновения находиться Ситроен), и сразу же появляются признаки торможения потока на стороне движения Мерседеса, и перерыва в потоке - на противоположной стороне. Столкновение по-видимому уже произошло за несколько секунд до этого.07:56:38 (5:53 на видео) на разделительной полосе в направлении движения Мерседеса появляется автомобиль со световым сигналом, по-видимому, принадлежащий патрульной службе и направляющийся к месту происшествия.Полу-автоматическая калибровка положения камеры наблюдения с помощью обработки видеоизображения даёт следующие результаты. Камера находилась на высоте около 7.7 м над дорогой, повёрнута на 59 градусов к направлению дороги и на 17.5 градусов к вертикальной оси, масштаб изображения таков что в районе оптической оси один пиксел видео составляет около 12 см на уровне асфальта. Калибровка проиллюстрирована на этой картинке, где жёлтыми линиями обозначены примерные границы дорожных полос какими они должны выглядеть на видеозаписи.Несмотря на плохое качество видеозаписи, я попробовал оценить скорость и траекторию "Мерседеса" и нескольких соседних машин на видеозаписи, чтобы представить картину движения в окрестности точки столкновения, за несколько секунд до него.024c47b141a4.gifРис. 2Результаты анализа представлены на рисунке 2. Я оценил скорость и траекторию "Мерседеса" и автомобиля белого цвета, следующего непосредственно за ним, в его же полосе. Для сравнения я так же оценил скорость и траекторию трёх автомобилей следующих в противоположном направлении. Эти машины обозначены на данной фотографии (ещё одна машина противоположного направления появляется в кадре через несколько секунд, когда Мерседес начинает скрываться за рекламным щитом). Траектории движения автомобилей в координатах изображения (пикселах), перед математическим преобразованием перспективы согласно калибровке камеры, приведены здесь.На рис. 2 показаны траектории центров машин. Скорости "Мерседеса" и следующей за ним белой машины вычислены на двух участках, так как по мере приближения к рекламному щиту поток в этом направлении замедляется (что подтверждается вычислениями). В противоположном направлении дана только одна оценка скорости, так как движение в этом направлении более свободное и равномерное. Точность определения положения автомобилей составляет 10-20 см в центре изображения, и возрастает до 30-40 см к его краям.Результаты подтвержают видимое отклонение "Мерседеса" в сторону разделительной полосы, при замедлении потока с 40-45 км/ч до 30-35 км/ч по мере приближения к рекламному щиту. По-видимому, Мерседес пытался обьехать образовавшееся замедление. Положение его центра свидетельствует что его левые колёса уже находились на разделительной полосе, примерно на таком же расстоянии как и в момент столкновения.Из видеозаписи неясно, было ли дальнейшее смещение Мерседеса внутрь разделительной полосы, или даже выезд на встречную полосу в течении несколько секунд, прошедших между тем как Мерседес скрылся за рекламным щитом, и самим столкновением. На видео в этот промежуток времени заметны несколько машин двигающихся в противоположном направлениие в крайней левой полосе (т.е. примыкающей к разделительной), и их движение выглядит нормальным и ровным. Это свидетельствует в пользу того что Мерседес не выезжал на встречную полосу, и не приближался к противоположному краю разделительной полосы, но однозначно подтвердить это по данным видео нельзя.Окончание
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)