Рожден Толбачиком. Российские ученые открыли новый минерал

Friday, 27 November, 23:11, poisknews.ru
В исследовании, результаты которого группа ученых из Санкт-Петербурга опубликовала в международном журнале по минералогии (Mineralogical Magazine), описан необычный минерал, прежде никогда не встречавшийся. Это красивый яркий зелено-голубой кристалл, который назвали петровитом. Минерал был найден в вулканическом ландшафте Дальнего Востока на вершине вулкана Толбачик на полуострове Камчатка. Он назван в честь профессора Санкт-Петербургского государственного университета кристаллографа Томаса Георгиевича Петрова. История извержения вулкана Толбачик насчитывает тысячи лет, но в последнее время выделились два заметных события: Большое трещинное Толбачинское извержение 1975-1976 годов и последующее, меньшее по силе, имевшее место в период с 2012-го по 2013 годы. Сила извержений во время первого события разорвала многочисленные шлаковые конусы в вулканическом комплексе, открыв среди прочего залежи неизвестных минералов, которые больше нигде не встречались. Всего за вулканом Толбачик числятся 130 впервые открытых здесь минералов, последний из них – петровит. Это сульфатный минерал, который принимает форму голубых сферических скоплений линзообразных кристаллов, многие из которых содержат газовые включения. Изученный и описанный образец был обнаружен в 2000 году рядом со вторым шлаковым конусом, связанным с извержением 1975 года, и хранился для дальнейшего анализа. По прошествии многих лет исследование показало, что этот ярко-голубой минерал обладает молекулярными особенностями, которые раньше редко можно было увидеть. Кристаллическая структура петровита – это так называемый координационный многогранник. Центральный атом в петровите – это медь –  окружен равноудаленными от него атомами, в данном случае это семь атомов кислорода. «Такую координацию имеет только пара соединений, а также минерал саранчинаит, который был открыт нашими коллегами», – говорит руководитель исследования профессор кристаллографии Станислав Филатов из Санкт-Петербургского университета. Саранчинаит тоже нашли около Толбачика, и подобно петровиту он имеет уникальную окраску. Примечательна пористость петровита, кристаллообразующая молекула которого состоит из атомов кислорода, серы, натрия и меди. Пористость допускает взаимосвязанные пути, которые могут позволить ионам натрия мигрировать через структуру. Это обстоятельство, по мнению ученых, может найти применение в материаловедении, открывая, например, новые способы разработки катодов для использования в батарейках и электрических устройствах.Марина АСТВАЦАТУРЯН The post Рожден Толбачиком. Российские ученые открыли новый минерал appeared first on Поиск - новости науки и техники.