Вторая часть картинок с экскурсии в Печатный двор на Никольской: подвалы. Ибо если сам нынешний дом со львом и единорогом на собственно Никольской улице честно стоит над XIX веком, то Прави́льная и Книгохранительная палаты стоят уже над XVII, возможно – с более ранними элементами, ибо основой основ строенй Печатного двора был подклет зданий XVI века, многократно, конечно же, перестраивавшийся.
В подвалы ныряют под Прави́льную палату, но они там все между собой соединяются. И у них есть второй уровень, в который нынче попасть не удалось (ибо там идут восстановительные работы и раззяв с улицы туда пускать опасно). Но нам и первого хватило :). Итак, прямо под всё тем же крыльцом Прави́льной палаты, где были изразцы с орлами, есть дверь В неё – и вниз.
Первый зал интересен кунштюками печного отопления.
Дымоходы, воздуховоды, etc....
Всё, конечно, в извёстке. Но местами из-под неё высовывается белый камень, из которого сложены стены.
Первый уровень подвалов тоже не на одном уровне...
Пол более новый, он надстроен. А печка раскрыта совсем старая, изначальная. Работа реставраторов XIX века.
А тут они же раскрыли следы подвального окна. Когда-то оно выходило во двор. А сейчас давно уже ниже асфальта...
Пройти можно не везде: идут очередные восстановительно-реставрационные работы. Так что сворачиваем в XIX век.
Характернейший усиленный потолок большого помещения. Такая структура называется сводами Монье.
Дом живой, подвалы немножко менялись, латались, и разные куски стен сложены из кирпичей разных времён.
Вот 1890–1900-е годы (тыц). (Upd. Уточнение от leonovvaleri: клеймо времён ещё не Товарищества, а Торгового дома «В.К. Шапошниковъ и М.В. Челноковъ» (и, значит, просто 1890-е)).
А напротив – 1815–1825. Клеймо кирпичей Филиппа Шкарина (тыц) тут перевёрнуто вверх ногами.
Ба, а тут явно следы XXI века :).
А вот и вверх пора.
Этот зал уже на уровне двора, и в окошко видно то самое крыльцо с изразцами, под которым мы ныряли в подвалы. Круг замкнулся.
Какой потолок...
Дом живой. И тут, где сдвигались, прорубались, закладывались и ликвидировались за неактуальностью очередные печки с дымоходами, видно потрясающая мозаика кирпичей разных времён – вплоть до советских силикатных, жёлтеньких таких.
Но клеймо во всём этом глиноразнообразии нашлось только одно. БАИ, 1840–1870 годы (тыц).
Собственно, в этом зале экскурсия и завершилась.
Спасибо Ирине Вишняковой за интереснейший рассказ, а user_elis'у – за наводку и ссылки на клейма :).
Комментарии (0)